Генеральный cекретарь ООН Пан Ги Мун дал понять коллегам, что в отношениях между США и ООН появились знаки потепления. Во времена Кофи Аннана это отношения порой доходили до точки замерзания. В то же время Пан Ги Мун категорически отвергает призывы президента Буша расширить роль ООН в Ираке.
Пан Ги Мун провел день в Вашингтоне. По возвращении в Нью-Йорк он выразил удовлетворение встречей с президентом Бушем и лидерами Конгресса, отметив, что на этих встречах он делал акцент на положительных аспектах отношений со страной, обеспечивающей примерно четвертую часть бюджета ООН: «Во время встречи с президентом Бушем и лидерами Конгресса я вспомнил непростую историю отношений между ООН и США и подчеркнул, что сейчас наступают лучшие времена».
Однако генеральный секретарь особо отметил, что потепление отношений не распространяется на миссию ООН в Ираке. Сегодня число сотрудников ООН в районе Багдада составляет 100 человек, и их охраняют двести военнослужащих.
«Президент Буш просил, чтобы мы оказали ему более мощную поддержку, но участие нашей организации ограничивается соображениями безопасности, – сказал Пан Ги Мун. – Я сказал президенту, что из-за сложной обстановки в Ираке наша миссия в стране ограничена, но мы готовы расширить ее, если обстановка улучшится».
Генеральный секретарь просил президента Буша и лидеров Конгресса снять лимит на финансирование миротворческих операций ООН. По оценке ООН, доля США в этих операциях должна составлять 26,7% от общей суммы 4,7 миллиарда долларов, но Конгресс ограничил участие Вашингтона двадцать пятью процентами. По словам Пан Ги Муна, решение законодателей затрудняет деятельность миротворцев: «США по нашим оценкам, недоплачивают от 100 до 200 миллионов долларов ежегодно, и чем дольше это продолжается, тем сильнее негативное влияние недоплат на миротворческие операции в мире».
На пресс-конференции в Вашингтоне Пан Ги Мун назвал Джорджа Буша «великим государственным деятелем». Журналисты в Нью-Йорке попросили генсека обосновать эту характеристику. Генеральный секретарь удивился самому вопросу и сказал: «К главе государства принято относиться с должным уважением. Господа, я надеюсь, вы понимаете, что такое дипломатия!».