Обзор печати от 22 декабря 2006 г.

Неожиданная смерть президента Туркмении Сапармурата Ниязова и возможные последствия политических перемен для самой Туркмении и региона в целом занимают одно из главных мест в американских СМИ. Московский корреспондент газеты американских деловых кругов Уолл Стрит Джорнэл Гай Чейзан рассматривает кончину Туркмен-баши в контексте возможной схватки между Россией и Западом за влияние в стране, обладающей пятым по величине мировым запасом природного газа.

В период правления Сапармурата Ниязова, умершего на 66-м году жизни, Туркмения была во многом политическим и экономическим изгоем, с которым имела дело только Россия и в последнее время Китай, - пишет американский журналист. Однако его кончина может возродить интерес Запада к огромным природным недрам, особенно сейчас, в ситуации растущей обеспокоенности в связи с энергетической безопасностью.

Автор считает, что Россия, по всей вероятности, получит преимущество в любой гонке за влияние в Туркмении в стиле «большой игры». Он напоминает, что у президента Путина имеются давние тесные связи с руководством Туркмении, а в сентябре российская газовая монополия «Газпром» заключила сделку с Ниязовым, по существу узурпируя экспорт туркменской нефти на ближайшие три года. Однако, как сказали Чейзану некоторые аналитики, новый лидер может попытаться пересмотреть договор о ценах на экспорт газа или найти альтернативу «Газпрому». Импорт туркменского газа помогает «Газпрому» удовлетворять внутренний спрос и выполнять свои обязательства перед иностранными клиентами, включая Украина. Любые изменения могут вызвать проблемы с поставками в России и сказаться на европейских покупателях.

Американский журналист отмечает, что смерть Ниязова может также возродить попытки Запада проложить для газа из Центральной Азии новые маршруты. США проталкивают проект строительства трубопровода под Каспийским морем, который шел бы из Туркмении, минуя Россию. Западные компании не смогли прийти к соглашению с эксцентричным Ниязовым в отношении этого проекта, но, чем обернутся переговоры с его преемником, сказать трудно.

Борьбе за энергоресурсы посвящена и статья московского корреспондента Нью Йорк Таймс Эндрю Креймера. Но в отличие от своего коллеги из Уолл Стрит Джорнэл, он пишет о борьбе, исход которой уже известен - «Газпромом» получил контроль над гигантским энергетическим проектом «Сахалин-2». Это произошло после жесткой кампании давления на держателя контрольного пакета акций Royal Dutch Shell. Продаже компанией 50 процентов акций «плюс одна» предшествовали долгие месяцы обвинений в адрес проекта со стороны российского природоохранного ведомства. Но теперь, как сказал президент Путин, объявляя о сделке «Газпрома», эта проблема наверняка будет решена.

Критики данной сделки назвали ее первым результативным актом национализации крупного зарубежного нефтегазового проекта в России, которая в текущем году обогнала по добыче нефти Саудовскую Аравию, - пишет автор. В соответствии с соглашением, «Газпром» заплатит Shell двум миноретаным акционерам - японским фирмам Mitsui и Mitsubishi 7миллиардов 45 миллионов долларов за контрольный пакет акций «Сахалин-2», который включает в себя морские добывающие платформы, 800 километров нефте- и газопроводов, завод по сжижению природного газа и нефтяной терминал. Shell и его партнеры вложили в проект почти 12 миллиардов долларов. Это означает, что они вернут себе немногим более половины своих капиталовложений, но не получат большой компенсации за 4 миллиарда баррелей из оценочных промышленных запасов месторождения.

Сделка также была воспринята как еще одно свидетельство дальнейшего сращивания власти и бизнеса в России, - замечает Гай Чейзан. «Регулирующие органы в России являются, по сути дела, подразделениями «Газпрома', - сказал ему в телефонном интервью исполнительный директор лос-анджелессской консалтинговой фирмы по оценке рисков Frontier Strategy Group Алекс Туркельтауб. Туркельтауб, консультирующий компании по вопросам политических рисков в России, отметил, что и другим западным нефтяным корпорациям, реализующим в этой стране многомиллиардные в долларовом исчислении проекты, в том числе, BP и Exxon Mobil, следует ожидать, что регулирующие органы и у них попытаются выбить подобные уступки.

Завершает сегодняшний выпуск обзора американской печати статья московского корреспондента Лос Анджелес Таймс Дэвида Холли.

Самый богатый человек России брошен в тюрьму; принадлежащие грузинам московские казино закрыты; международный нефтяной концерн обвиняется в массовых нарушениях природоохранного законодательства, - пишет автор. Все они оказались не в ладах с российскими – часто туманными – правилами и законами. Однако, по мнению критиков правления президента Путина, тут имеет место нечто большее – а именно, политически мотивированное «избирательное применение» законов.

Власти всегда отрицают существование подобной практики, но она здесь настолько распространена, что может считаться одной из основополагающих черт того, как функционирует эта страна, - замечает американский журналист. А сейчас, когда Россия вступает в новый политический цикл с предстоящими в будущем году парламентскими выборами и с президентскими выборами 2008 года, сторонники идеи большей демократичности и защитники прав человека боятся, что избирательное правоприменение станет инструментом, с помощью которого кремлевская элита будет подавлять любые покушения на свою власть.

В разговоре с автором статьи глава движения «За права человека» Лев Пономарев в качестве самого наглядного примера избирательного применения законов указал на дело бывшего главы нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского. Ходорковский – не единственный магнат, наживший свое состояние в ходе зачастую сопровождавшейся коррупцией приватизации государственного имущества в 1990-е годы, но он был осужден на длительное тюремное заключение за уклонение от уплаты налогов и мошенничество только после того, как начал финансировать политических противников Путина.

Дэвид Холли пишет, что в наибольшей степени сейчас чувствуют на себе угрозу избирательного правоприменения неправительственные организации, как иностранные, так и российские. По новому законодательству они столкнулись с большим количеством бюрократических правил, которые, как опасаются представители этих организаций, могут быть использованы, чтобы закрывать те группы, которые раздражают власти, в то время как другим, имеющим те же недостатки, будет разрешено продолжать работу.

«План Кремля очень циничен и очень прост, – сказал американскому журналисту Лев Пономарев. – Вы не можете бороться с властями в суде, потому что они создали такие правила, которые невозможно не нарушить, а потом обвиняют вас в какой-нибудь формальности. Формально они действуют в рамках закона – закона, который скроен по их мерке».