В Нью-Йорке, Риме и Москве прошли презентации нового фильма легендарного грузинского режиссера Отара Иоселиани «Сады осенью». Уже почти четверть века он снимает свои картины во Франции. При этом он чувствует себя причастным как грузинской, так и русской культуре.
«Сады осенью» - пожалуй, самый французский из фильмов, которые Отар Иоселиани снял после начала работы во Франции. Действие происходит в Париже, и главный герой Венсан – член правительства, министр, чья комфортная и размеренная жизнь прерывается неожиданной вынужденной отставкой. После того, как его министерский кабинет занимает кто-то другой, Венсан лишается красивой любовницы, казенной квартиры и лимузина, и у него начинается новая жизнь, которая представляется зрителю через призму легкого абсурда, хотя очевидно, что режиссёру застолье с душевными собутыльниками куда милее, чем официальные приемы, которые посещал его герой прежде.
В интервью «Голосу Америки» Отар Иоселиани объяснил, что его новый фильм – о счастье потерять власть:
«Среди многих удовольствий, которые нас ждут на этом свете, есть еще одно – все потерять… Прелесть этого заключается в том, что обретаешь что-то другое – очень существенное и важное. Поэтому никто ничего не теряет на этом свете. Мы часто думаем: какой ужас, мы потеряли имение, мы потеряли положение, мы потеряли власть! И вдруг – какое счастье! – вы обретаете друзей, начинаете веселиться, начинаете жить».
Сам Отар Иоселиани играет в фильме садовника и художника, всегда готового к поискам истины в вине со своими друзьями, которые уже отказались от пустой суеты ради незатейливых житейских радостей. Режиссер ненавязчиво, но твердо демонстрирует зрителю, что потерянный рай следует искать не в коридорах власти, а на скамье ближайшего сквера, в кругу забытых друзей, словом, на расстоянии протянутой руки.
«Мы вступили в эпоху, когда приобретательство стало доминирующим в жизни людей. Вот я недавно был в Москве и очень весело было наблюдать: как они строят эти ужасные дома, строят себе дворцы. Они такие оптимисты … Но мы же знаем по опыту, что все рухнет, все кончится плохо. На этом свете ничего хорошо не кончается», - улыбается режиссер.
Отар Иоселиани – насмешник и философ, которому гораздо ближе те, кто «из князей – в грязи», чем наоборот. Конечно, где это видано, чтобы бывший министр жил под одной крышей с африканскими скваттерами? Отар Давидович, возможно, понимает несбыточность своей несуразной утопии, но виду не подает, предпочитая гордое одиночество, на которое в нашем мире обречен аристократ духа:
«Ходят по улице какие-то охламоны, быдло. Мы оказались в меньшинстве – везде, и в России, и в Грузии. Но очень важно, чтобы это меньшинство играло какую-то роль. Конечно, Ося Бродский, который жил в Штатах, был один. Но эта была очень веселая и очень значительная единица. Анна Ахматова была одна, но стойкая, уважаемая. Марина Цветаева была одна, но мы о ней помним сегодня».
Как написал один критик, все фильмы Иоселиани – разные этапы одной жизни. Если так, то «Сады осенью» - это старость. Беспрестанно курящему Отару Давидовичу стукнуло 72 года, но он по-прежнему не только способен на озорство, но и, похоже считает его высшей формой бытия, или, по крайней мере, искусства. В его новом фильме известный французский актер Мишель Пикколи весьма озорно играет… маму героя. Хотя режиссер не видит в этом ничего особенного:
«Я уже был в отчаянии, потому что найти даму, которая обладает классом, сегодня во Франции почти невозможно. Ну, нарядил я Мишеля Пикколи в парик… Ничего особенного он там не делает. Он хуже играет, чем могла бы какая-нибудь дама. Ну, играет и играет…. Все говорят: ах, Мишель Пикколи сыграл даму! Подумаешь, тоже мне!»
Может быть, «Сады осенью» и о старости, но говорить об осени патриарха Иоселиани ещё рано.