Отклики на смерть корреспондента Радио Свобода Огульсапар Мурадовой в тюрьме в Туркменистане

Соединенные Штаты выразили озабоченность в связи со смертью в туркменской тюрьме корреспондента Радио Свобода Огульсапар Мурадовой. «Мы крайне обеспокоены кончиной узницы в застенках режима Ниязова и сейчас собираем факты», – указал официальный представитель государственного департамента. Действия правительства Туркменистана подвергаются серьезной критике со стороны ОБСЕ и многих правозащитных организаций.

Туркменистан уже многие годы находится в сфере критики международных организаций по правам человека. Однако смерть журналиста и правозащитника Огульсапар Мурадовой шокировала многих.

«Члены Хельсинской комиссии США сенатор Сэм Браунбэк и конгрессмен Крис Смит выпустили совместное заявление, в котором выразили обеспокоенность в связи со смертью журналистки, – заявил представитель комиссии Нокс Теймс. – Нас крайне обеспокоил ее арест в июне, так же как и арест ее двух коллег. Наше беспокойство возросло, когда мы увидели, как проходил суд на Мурадовой в августе – с нарушением международных норм, без присутствия представителей общественности, без юридического представительства. Мы были очень разочарованы, когда узнали, что ее приговорили к шести годам заключения, а ее коллег – к семи годам. Известие о ее смерти в Туркменистане, в тюрьме, вызвала у нас негодование, разочарование, мы шокированы тем, что правительство Туркменистана допустило это».

«Сенатор Сэм Браунбэк и конгрессмен Крис Смит настойчиво призывают президента Ниязова провести полное и объективное расследование, с тем, чтобы лица, виновные в смерти Мурадовой, были привлечены к ответственности. Необходимо, наконец, опустить на свободу Аманклычева и Хаджиева, так как очевидно, что пока они находятся в туркменской тюрьме, их жизнь в опасности. Мы хотим, чтобы подобным политическим репрессиям был положен конец», – сказал Нокс Теймс.

Офис председателя ОБСЕ выпустил аналогичное заявление, в котором говорится, что международное сообщество требует проведения независимого расследования.

Эрика Дейли, директор Туркменского проекта в Институте Открытого Общества при Фонде Сороса сомневается, что в Туркменистане может быть проведено независимое расследование. «Они могут придумывать всякие липовые документы, все что угодно: дать какую-нибудь бумажку, в которой будет написано что она умерла от инфаркта». Г-жа Дейли также отметила, что мировое сообщество должно принять все возможные меры, чтобы остановить негативные процессы в Туркменистане. По ее словам, в существующей ситуации нельзя ждать, пока народ сам поднимется против режима, и давление на правительство Туркменистана должно быть оказано со стороны.

Исполнительный директор Туркменской Службы Радио Свобода (Прага) Джахан Довлетова, сказала, что за несколько месяцев работы Мурадова успела сделать всего три репортажа. Все они были посвящены социальным проблемам и не затрагивали политических аспектов жизни Туркменистана.

По одной из официальных версий, Мурадова участвовала в создании фильма о культе личности президента Ниязова. «Мы хотим, чтобы политическое пространство Туркменистана стало более открытым, чтобы люди не оказывались в тюрьме просто из-за участия в документальном фильме о культе личности, чтобы там была свобода слова, свобода собрания, свобода политических партий», – сказал Нокс Теймс.

Комментируя свой недавний визит в Туркменистан, г-н Теймс сказал: «Люди в Туркменистане очень приятные, теплые. Я побывал в Ашхабаде, в его окрестностях, там очень красиво. К сожалению, президент Ниязов создал культ своей личности, который виден повсюду. Я был удивлен тем, насколько глубоко и повсеместно он распространен. Везде стоят памятники Ниязову, его родителям, его портреты – на деньгах, на гостиницах, на правительственных зданиях... Меня также поразило, насколько жестко государство контролирует всю жизнь людей – свободу вероисповедания, свободу слова, свободу передвижения, в том числе возможность граждан передвигаться внутри страны и выезжать за ее пределы. К Туркменистану все еще применяется поправка Джексона-Вэника, и американское посольство беспокоит тот факт, что если не будут уничтожены «черные списки» и разрешена свобода передвижения, поправка в этом году не будет отменена, а это в свою очередь может привести к санкциям против Туркменистана».

«Третьего октября состоится голосование Европейского парламента о возможном заключении промежуточного торгового соглашения с Туркменистаном. Европейский Союз будет иметь достаточно редкую возможность, чтобы выразить свою озабоченность и протест, – сказала Эрика Дейли. – Наступит время (и достаточно скоро), когда Европейский Союз и, мы надеемся, американское правительство опять, как и в прошлые годы, будут называть вещи в Туркменистане своими именами».