Обзор печати от 5 сентября 2006 г.

Кремлевские уроки Беслана. Второй годовщине трагедии в Беслане посвящена статья московской журналистки Маши Липман на дискуссионной полосе «Вашингтон пост». «Жертвами этих трагических событий стали 330 ни в чем не повинных людей, в том числе 186 детей, – напоминает автор статьи. – Родственники погибших, объединившиеся в организацию «Матери Беслана», считают, что власти ничего не сделали, чтобы восстановить подлинную картину произошедшего… После Беслана Кремль сделал для себе один вполне определенный вывод: с помощью плотного контроля за политической жизнью и крупнейшими средствами массовой информации он способен весьма эффективно свести до минимума политический ущерб любого события, даже таких масштабов, как трагедия в Беслане».

«Кампания по установлению контроля за средствами массовой информации началась задолго до бесланских событий, – пишет журналистка, – и в силу этого власти сумели жестко ограничить освещение бесланской трагедии. Ведущие СМИ проводили расследования предыдущих катастроф – гибели подводной лодки «Курск» в 2000 г. и (в меньшей степени) захвата террористами театра на Дубровке в 2002 г. Ничего подробного не произошло после чудовищного теракта в Беслане. Кремль свел до минимума освещение этого события на федеральных телеканалах, к которым имеют доступ почти сто процентов населения страны. Расследования и важные свидетельства очевидцев появились мелких маргинальных изданиях, которые политическую погоду не делают».

Автор статьи подчеркивает, что два года спустя после захвата террористами бесланской школы все еще нет ответа на главные вопросы: «По-прежнему остается неизвестным, сколько террористов в действительности участвовали в захвате заложников. Что было причиной взрывов в здании школы и последующего пожара? Кто приказал огласить заниженные данные о числе захваченных? Власти до сих пор не дали ответа на вопрос о том, кто из высокопоставленных федеральных и местных начальников осуществлял руководство спасательной операцией. Большинство россиян не верят, что власти сказали им правду о том, что же произошло».

В статье приводятся результаты опроса общественного мнения, обнародованного накануне второй годовщины. Из них следует, что только 5% россиян уверены, что власти сказали всю правду о Беслане. В том, что правду скрывают, убеждены 28%. По мнению 50% опрошенных, информацию обнародовали лишь частично. «Однако это не повлекло за собой требования сказать всю правду», – комментирует журналистка.

«Только родственники погибших все это время не прекращали протесты. Кремль пытался нейтрализовать их различными способами, но они не хотят отступаться. Отчаяние делает их невосприимчивыми к попыткам приручить или дискредитировать их. Поэтому Кремль в основном предпочитает их не замечать. В прошлом году президент Путин был вынужден встретиться с матерями погибших. В нынешнем году Кремлю не до них», – пишет Маша Липман в заключение своей статьи в газете «Вашингтон пост».

Новая эра российского капитализма. «Ровно два года назад я сидел в зале московского суда и наблюдал, как кончается эпоха, – пишет Нелсон Шварц в журнале «Форчун». – За решеткой находился мрачный основатель компании ЮКОС Михаил Ходорковский. Он и все присутствующие ожидали объявления предрешенного вердикта: приговора к многолетнему заключению в Сибири и расчленения еще недавно самой крупной и наиболее успешной российской компании».

«Нынешним летом уверенно началась новая эра, – продолжает автор. – В июле гигантская российская компания «Роснефть» начала продавать свои акции широкой публике, и за ними тотчас же принялись охотиться иностранные нефтяные компании и инвесторы. Причем почти никто (за исключением представителей ныне объявленного банкротом ЮКОСа) даже не вспомнил, что самым крупным предприятием «Роснефти» является бывший «алмаз» в короне компании Ходорковского».

«В отличие от ЮКОСа, новые российские гиганты значительно крупнее, но что самое главное – их поддерживает Кремль, даже если ими частично владеют олигархи. В отдельных случаях, особенно в области энергетики, Кремль владеет контрольным пакетом акций. В других случаях ведущие олигархи всегда стараются держать Путина в курсе дела. Вряд ли все это выглядит как традиционный капитализм в глазах американцев, и даже французов, чье правительство известно своим активным вмешательством в дела частного сектора. Однако именно такую модель предпочитает Путин, и именно она является образцом нового российского капитализма. Для третьего варианта места почти не осталось, как об этом свидетельствует дело Михаила Ходорковского», – пишет Нелсон Шварц в журнале «Форчун».

Доходный кремень. В районе поселка Орловка на границе между Киргизией и Казахстаном в советские времена находился урановый рудник, а также фабрика, изготовлявшая различные поделки из кремня. В наши дни оставшиеся с тех пор свалки стали источником пропитания для местных жителей. Они собирают кремневые пластинки и продают перекупщикам, которые затем сбывают их китайским торговцам в Бишкек. Эти промыслом они занимаются, несмотря на предупреждения медиков и экологов об опасности радиации, пишет Илан Гринберг в газете «Нью-Йорк таймс».

«За один день девушки из Орловки и соседних деревень, роясь на свалках, могут заработать до десяти долларов, если им удастся накопать примерно двести граммов кремневых пластинок, – говорится в статье. – Совсем неплохой заработок для страны, где 40% населения живет ниже уровня бедности. Посторонних к этому источнику своих доходов они стараются не подпускать».

Обзор подготовил Лео Стерн.