Россия – источник, транзит и пункт назначения трафикинга более чем в 50 стран

Государственный департамент США опубликовал очередной ежегодный доклад о трафикинге – торговле людьми, в котором страны мира отнесены к одной из трех категорий по степени своей причастности к современной форме работорговли. Россия попала в данном списке во вторую категорию.

Россия – источник, транзит и пункт назначения трафикинга более чем в пятьдесят стран, говорится в докладе. С Дальнего Востока россиян продают в Китай, Японию и Южную Корею как в качестве подневольных рабочих, так и с целью сексуальной эксплуатации. Россия – пункт назначения и транзит для невольников из Центральной Азии, Украины и Северной Кореи, переправляемых в Центральную и Западную Европу и на Ближний Восток…

Мероприятия, проводимые правительством России для противодействия трафикингу, не отвечают минимальным международным нормам, прежде всего в том, что касается помощи жертвам этого явления, и поэтому госдепартамент третий год подряд отводит России место во второй категории стран, ранжируемых по эффективности борьбы с торговлей людьми.

Вместе с тем в области преследования лиц, повинных в организации и осуществлении трафикинга, Россия за отчетный период с 2004 по 2005 год добилась определенных успехов, говорится в докладе. Число следственных дел, инициированных по фактам трафика, возросло с 24 до 80, из них 60 касались сексуальной эксплуатации и 20 – подневольного труда. Почти в пять раз увеличилось число судебных слушаний подобных дел – с 11 до 53. Девять обвиняемых были признаны виновными, из них шесть приговорены к тюремному заключению. Приговоры колебались в диапазоне от трех с половиной до восьми лет. России нужно совершенствовать систему мониторинга приговоров и исполнения наказания лиц, осужденных за трафик, считают составители доклада.

Российское законодательство запрещает правительству экстрадировать российских граждан, осужденных за трафикинг иностранным судом, однако высылка нероссийских граждан не запрещена. Так, в 2005 году Россия экстрадировала в Израиль человека, занимавшегося трафикингом женщин из Узбекистана и Украины.

Злоупотребление должностными полномочиями, однако, остается серьезной проблемой в России, и коррумпированные милиционеры и пограничники берут взятки за прикрытие торговли людьми. Масштабы и тщательность следственных действий по такого рода делам определить не удалось, но известно, что, по крайней мере, четыре чиновника попали под следствие по подозрению в содействии трафикингу…

Правительство России, как и в прежние годы, не предоставляет надлежащей защиты жертвам трафикинга, констатируют составители доклада госдепартамента. Кризисных центров не хватает; в Москве весной 2006 года на средства международных доноров должен был открыться один такой центр, но помещений на эти цели в городе с более чем восьмимиллионным населением выделяется крайне мало. По крайней мере три жертвы трафикинга подверглись повторному вывозу из России в 2005 году, отчасти по причине дефицита кризисных центров в Москве: потерпевшие вернулись в столицу, но в отсутствие помощи были быстро выявлены вербовщиками…

Помощь, оказываемая жертвам трафикинга, остается слабой и малоэффективной, говорится в докладе. Власти полагаются на НПО в области предоставлении потерпевшим правовых и медицинских услуг, психологических консультаций. Иностранцы – жертвы трафикинга, как и вообще все иностранцы в России, не имеют право на бесплатное лечение, однако по крайней мере одно местное правительство предоставило медицинскую помощь иностранцам – жертвам трафикинга, и другое местное правительство – услуги психолога. В соответствии с принятым в 2005 году законом о защите свидетелей четыре жертвы трафикинга, участвовавшие в двух уголовных процессах, были помещены в безопасное жилище, им были выданы новые документы. Закон обещает потерпевшим помощь с трудоустройством, а также социально-медицинские льготы.

О депортации иностранцев – жертв трафикинга из России в 2005 году неизвестно, но нигде официально не закреплено положение о том, что иностранцы – жертвы трафикинга могут законно проживать в стране на время следствия и судебного разбирательства их дел. На сегодня оставление иностранцев – жертв трафикинга в России на время следствия и суда решается по усмотрению органов милиции и прокуратуры. Мониторинг дел иностранцев – жертв трафикинга отсутствует, так же как и мониторинг иностранцев, подвергшихся репатриации.

Некоторые местные правительства расширяют сотрудничество с НПО, распространяющими информацию о таком социальном бедствии, как торговля людьми, предоставляют им помещения, бесплатные коммунальные услуги, доступ к средствам массовой информации. Ряд НПО получили финансирование на покрытие текущих издержек, а по крайней мере пять стали получателями грантов на осуществление конкретных просветительно-образовательных проектов. Один из таких проектов, охвативший четыре тысячи студентов, был реализован в Смоленске на основе сотрудничества городского правительства с учащимися университета. В 2005 году попали под амнистию более 7300 нелегальных мигрантов, работавших в России; эта превентивная мера сделала их менее уязвимыми к трудовой эксплуатации, представляющей собой главную разновидность трафикинга в России, говорится в докладе государственного департамента США.