Сомнения по поводу андижанских событий остаются

Как говорил Бернард Шоу, там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслами.

Правительство США сделало заявление по поводу годовщины трагических событий в Андижане, и призвало правительство Узбекистана разрешить независимое международное расследование. События тех трагических дней продолжают бурно обсуждаться, появляются новые факты, которые вызывают все больше вопросов.

В Гудзоновском институте в Вашингтоне был показан предоставленный посольством Узбекистана фильм, который, по официальной версии, был снят членами исламского течения «Акромия» во время андижанских событий и перехвачен спецслужбами Узбекистана на границе. Появление и демонстрация фильма вызвали острые споры в аналитических кругах Вашингтона.

Презентация фильма началась с выступления Фреда Старра, директора Института Центральной Азии и Кавказа при университете Джонса Хопкинса, который отметил, что, несомненно, вся информация по событиям в Андижане должна изучаться и тщательно анализироваться. «Сегодня мы просмотрели только часть фильма, который предоставлен узбекской стороной, – сказал он. – Этот фильм попал к ним год назад, случайно, как подарок судьбы. И почему-то они молчали в течение целого года. Это можно рассматривать как мировой рекорд по тупости».

Фред Старр отметил что, просмотрев фильм, можно сделать вывод, что
исламская группа «Акромия», стоявшая во главе протеста, была вооружена и уже не может рассматриваться как умеренное исламское течение, и что, возможно, Запад поспешил со своими выводами о событиях в Андижане. Он подчеркнул, что речь идет о небольшой вооруженной группе, которая манипулировала людьми, пользуясь их недовольством безработицей, несправедливостью и коррупцией в стране.

«Данная информация появилась в Вашингтоне впервые, – подчеркнула директор программ в Гудзоновском институте Зейно Баран. – Многие знали, что делало узбекское правительство, но мало кому было известно, какую роль играли боевики. Появившаяся информация вызывает много вопросов, и, возможно, американское правительство и аналитики изменят выводы, к которым они пришли ранее».

У многих участников просмотра фильм не вызвал доверия. По их мнению, если Запад и сделал ошибочные выводы, то вина за это лежит на правительстве Узбекистана, которое, не желая допустить журналистов и международные организации в страну, помешало им составить собственное мнение о том, что происходило в Андижане.

«Мне было интересно посмотреть этот фильм, – сказала присутствовавшая на просмотре заместитель директора компании CHF International Ивана Ширович. Не потому, что я узнала что-то новое. Фильм подтвердил мое мнение об узбекском правительстве. Они не хотят учитывать мнение других людей, у них есть своя собственная программа, и они хотят убедить нас, чтобы мы доверяли им и их программе. Это не позволяет начать диалог, не дает нового понимания событий. Это не дает ничего нового, никакой новой и полезной информации тем, кто действительно заинтересован в том, чтобы узнать, что произошло в Андижане».

«У правительства Узбекистана была прекрасная возможность провести независимое расследование, показать людям, что действительно произошло, – конечно, при условии, что все это правда, – продолжала Ивана Ширович. – А они, наоборот, закрыли город, перекрыли новостные каналы, установили настоящую блокаду. И теперь они пытаются нас уверить в том, что все было именно так, как показано в этом фильме? Это никак не может заставить нас разделить их точку зрения».

«Если мы посмотрим, что происходит в Узбекистан через год после андижанских событий, можно однозначно сказать, что ситуация с тех пор не улучшилась, – сказала Зейно Баран. – На самом деле Россия, Китай и члены Шанхайской организации сотрудничества стали еще активнее действовать в регионе».

Г-жа Баран высказала также мысль, что, поскольку США взяли на себя долгосрочные обязательства по продвижению демократии и прав человека в регионе, им не следовало уходить из Узбекистана. Многие участники просмотра не согласились с этим мнением, напомнив, что узбекское правительство просто выгнало американцев из страны.

На вопрос о перспективах отношений между США и Узбекистаном Фред Старр сказал: «Посмотрим, что будет в Ташкенте. По-моему, существующая односторонность в узбекской политике не очень полезна, это не открывает двери другим. Мы сейчас серьезно занимаемся политикой в Центральной Азии. Скоро в Конгрессе будет представлен новый акт «Шелковый путь», и это подтвердит, что у Соединенных Штатов имеются постоянные и серьезные интересы в Центральной Азии И об этом не следует забывать».