Обзор печати от 27 февраля 2006 г.

Никита Хрущев – могильщик коммунизма. Американские масс-медиа продолжают публиковать материалы, посвященные полувековой дате исторического секретного доклада Никиты Хрущева на XX съезде партии с разоблачением преступлений Сталина.

«Интернэшнл геральд трибьюн», дочернее издание «Нью-Йорк таймс», отмечает, что «секретный доклад» Хрущева стал поворотным пунктом в истории России.

«Доклад был секретным – в Советском Союзе его опубликовали только в 89 году, двадцать шесть лет спустя, - говорится в редакционной статье. - Лагеря ГУЛАГа опустели, созданный Сталиным монолитный коммунистический блок начал распадаться. В Советском Союзе наметилась оттепель в области культуры, положившая начало диссидентству… Однако вокруг этого секретного доклада до сих пор сохранилась атмосфера двойственности. Понадобилось еще тридцать пять лет репрессивной власти, прежде чем стало возможным открытое исследование преступлений коммунистической партии и ее основателя. Впрочем, не исключено, что подлинной причиной двойственности является наше, по-прежнему двойственное отношение к самой России».

«Как оказалось, разоблачение преступлений сталинской эпохи не положило конец репрессиям, - продолжает «Интернэшенел геральд трибьюн». - Точно так же отказ от коммунистической идеологии не повлек за собой возникновение культуры свободы. Россияне в своем большинстве, по-видимому, довольны тем, что новый лидер сосредоточивает огромную политическую и экономическую власть в Кремле и глушит голоса критиков государственной власти. Как сказал Уинстон Черчилль в 1939 году, Россия остается «загадкой, окруженной покровом тайны» и вечно нуждается в обновлении. Тем не менее, перечитывая сегодня хрущевский доклад, осознаешь, что, какой бы ни была сегодняшняя Россия, она совершенно не похожа на сталинский ад. Притом, что в стране есть и ксенофобия, и коррупция, и масса других отрицательных явлений, и что российская демократия весьма непрочна, все же ничего похожего на неслыханный террор и массовые убийства в России нет. И конец этому положил Хрущев пятьдесят лет назад».

В «Нью-Йорк таймс» с большой статьей на ту же тему выступает профессор политологии Амхерстского колледжа Уильям Таубмен, автор фундаментального труда «Хрущев: человек и его эпоха». За эту капитальную работу он был удостоен в 2004 году престижной Пулицеровской премии.

«Секретный доклад» Хрущева изменил, как Советский Союз, так и весь мир, - пишет профессор Таубмен. - Разоблачив преступления Сталина, Хрущев положил начало процессу распадения советского блока, закончившемуся в 91 году распадом Советского Союза. Эта знаменательная историческая дата заслуживает быть отмеченной. Она же дает повод задаться вопросом: как относиться к политическому лидеру, великие деяния которого не приводят к желаемым последствиям. Этот вопрос относится ко всем лидерам – в особенности к нынешнему наследнику Хрущева Владимиру Путину, который пытается вести свою страну в XXI век, пользуясь автократическими методами русских царей XIX века. Ведь Хрущев собирался спасти коммунизм, а не уничтожить его… Разумеется, в политике всегда возможны непредвиденные последствия или, как любят говорить русские, свои коррективы вносит «сама жизнь».

«Незадолго перед тем, как Хрущева отстранили от власти осенью 64 года, - напоминает профессор Таубмен, - он сказал своему единственному оставшемуся союзнику Анастасу Микояну: «Я сделал главное дело. Разве мог бы кто-нибудь сказать Сталину, что он нас больше не устраивает, и поэтому должен уйти в отставку? Да от него мокрого пятна бы не осталось. Теперь все по-другому. Исчез страх, и мы можем говорить на равных. Это мое достижение».

«Речь Хрущева не изменила страну до такой степени, как он предполагал, - продолжает автор статьи в «Нью-Йорк таймс». - Однако огромная перемена произошла в самом Хрущеве. В отличие от большинства своих соратников в окружении Сталина в нем проснулась человечность. Он никогда не смог простить Сталину того, что тот сделал его соучастником своих преступлений. Его «секретный доклад» отчасти был мотивирован чувством вины за участие в этих преступлениях. На закате жизни, когда Хрущев уже находился на вынужденной пенсии, ему задали вопрос, о чем он сожалеет больше всего. И Хрущев ответил: «Больше всего – о пролитой крови. Мои руки по локоть в крови. Это самый тяжкий грех на моей душе».

Опасные связи американского лоббиста. В вашингтонских кулуарах власти не так давно разыгрался крупный скандал. Известный лоббист по имени Джек Абрамофф был уличен в коррупции и других злоупотреблениях. Он был вхож в самые высокие кабинеты в Конгрессе и, судя по многочисленным публикациям в газетах, в самой администрации президента Буша.

Джек Абрамофф был вынужден признаться в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и других правонарушениях. Есть сведения и о том, что он пытался давать взятки конгрессменам. Расследование по этому делу продолжается, и «Бостон глоб» поместила информацию о том, что прокуратура занялась выяснением связей Абрамоффа с российскими чиновниками и бизнесменами.

Газета упоминает имена двух сотрудников компании «Нафтасиб», с которыми поддерживал связи Джек Абрамофф – Александра Кулаковского и Марины Невской.

«Руководство этой компании, - сообщает газета, - помогло Абрамоффу организовать поездку в Москву в 97 году бывшего лидера большинства в Палате представителей Тома Дилэя. Посредником в контактах между лоббистом и россиянами, по информации нескольких его партнеров, выступала малоизвестная голландская фирма «Вор Хэйсен». За три года – с 2001 по 2004 – она выплатила ему в качестве гонорара за услуги два миллиона сто тысяч долларов».

Обзор подготовил Лео Стерн