Обзор печати от 7 февраля 2006 г.

Иран предпочитает собственное ядерное топливо. Самое массовое в Америке ежедневное издание «Ю-эс-эй тудэй» напечатало выдержки из интервью с Али Лариджани – председателем Высшего Совета Ирана по вопросам национальной безопасности. Он сообщил о намеченной на 16 февраля встрече иранских и российских дипломатов. На встрече будет обсуждаться предложение России о переработке иранского ядерного топлива на российской территории.

«Если бы Иран согласился на предложение России, – пишет газета, – это помогло бы развеять опасения США и европейских государств по поводу того, что он намеревается использовать ядерное топливо для создания ядерного оружия. Однако Лариджани скептически отозвался об этом предложении, указав, что западные державы не сдержали своего обещания поставлять Ирану ядерное топливо». «По моему мнению, никакая мало-мальски разумная страна никогда не поставит себя в зависимость от поставок иностранного ядерного топлива», – заявил иранский деятель.

Россия и Китай в итоге поддержат санкции. «Три мифа иранского конфликта» – так озаглавлена статья Мела Левайна, Алекса Туркелтауба и Алекса Горбански, которую напечатала на своей дискуссионной полосе газета «Вашингтон пост». Мел Левайн – бывший конгрессмен-демократ от штата Калифорния, в настоящее время – сотрудник одной из международных фирм. Алекс Туркелтауб и Алекс Горбански занимают посты директоров-распорядителей консультативной компании по проблемам использования природных ресурсов. В своей статье авторы касаются роли России в урегулировании иранского ядерного кризиса в контексте российско-иранских отношений. «Существует мнение, – пишут авторы статьи, – что Россия и Китай никогда не согласятся на введение санкций против Ирана. Мы убеждены, что это миф. Потребуется определенное время и усилия, чтобы убедить Россию и Китай в необходимости санкций. Вряд ли эти страны будут надежными союзниками иранского режима».

Свою точку зрения авторы аргументируют следующим образом: «В стратегическом плане Россия не особенно заинтересована в поддержке Ирана. Она может рассматривать Иран как полезное орудие для уравновешивания американского влияния на Ближнем Востоке, однако в долгосрочной перспективе у Москвы гораздо больше оснований опасаться иранской ядерной программы, чем у США и Европы».

«Поддержка Ираном террора исламских фундаменталистов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии представляет собой прямой вызов российским интересам на территориях, входивших в состав бывшей советской империи. С точки зрения Москвы они по-прежнему входят в сферу ее влияния. Роль честного посредника между Ираном и Западом определенно соответствует целям путинского правительства по укреплению престижа и влияния России. В то же время московские политики реально оценивают потенциальную угрозу долгосрочным российским интересам со стороны Ирана. Россия готова искать компромисс, позволяющий ей «сохранить лицо». Но вряд ли она будет поддерживать Иран до конца», – пишут Мел Левайн, Алекс Туркелтауб и Алекс Горбански в газете «Вашингтон пост».

Ключ к иранской проблеме – Россия. Той же проблеме посвятила редакционную статью и газета «Лос-Анджелес таймс». Она называется «От Тегерана до Москвы». По мнению газеты, в создавшейся ситуации России принадлежит ведущая роль. «МАГАТЭ проголосовало в конце прошлой неделе за передачу иранского ядерного досье в совет Безопасности ООН, – говорится в статье. – Соответственно в будущем месяце центр тяжести в дипломатических усилиях по разрешению иранского ядерного кризиса переместится из Вены в Нью-Йорк. Однако ключ к решению проблемы находится в Москве».

«Ставки исключительно высоки, и Соединенным Штатам придется вести весьма искусную дипломатическую линию в переговорах по этой проблеме с правительством президента Путина, – пишет далее газета. – Между Москвой и Тегераном существуют широкие экономические и исторические связи, поэтому Россия всегда будет играть критически важную роль в любом плане урегулирования иранского ядерного кризиса. Но для начала необходимо признать сам факт существования кризиса. Россия проголосовала за передачу иранского «ядерного досье» в ООН, и это свидетельствует, что она осознает критический характер ситуации. Россия слишком долго защищала право Ирана на использование ядерного топлива в мирных целях… На протяжении долгих лет она помогала Ирану в строительстве атомных электростанций, предлагала она и перерабатывать иранское ядерное топливо на своей территории. Это предложение все еще не отозвано, хотя и отодвинуто на задний план».

«Администрация президента Буша должна быть признательна России за ее вклад в переговоры с Ираном. Ей следует приложить усилия к тому, чтобы разногласия с Путиным по другим проблемам не отразились на содействии России в урегулировании иранского кризиса. Правда, это не значит, что нужно солидаризироваться с «троглодитскими» [выражение газеты. – Ред.] взглядами Путина на демократию, или идти на уступки Москве в вопросе о демократизации в бывших советских республиках ради поддержки ею американской позиции по Ирану. Американские интересы не пострадают, если Вашингтон будет подчеркивать, что дружеские отношения между Россией и сопредельными государствами отвечают национальным интересам всех государств. То же относится и к мирному урегулированию иранского ядерного кризиса», – пишет «Лос-Анджелес таймс».

Обзор подготовил Лео Стерн.