Голливуд давно принято обвинять в легковесности. Как бы желая оправдаться, Академия киноискусства США номинациями на свою высшую награду «Оскар» за истекший 2005-й кинематографический год открыто демонстрирует повышенное внимания к картинам, имеющим острое социальное и политическое звучание.
Номинации были объявлены рано утром во вторник 31 января. Получивший больше всех номинаций фильм «Горбатая гора» его авторы скромно называют историей любви. В кинопросторечьи картина известна как «гей-вестерн», и его восемь номинаций, причем в самых престижных категориях, означают не только то, что фильм – несомненный фаворит оскаровской гонки, но и то, что Академия киноискусства открыто поддержала борьбу за преодоление некоторых социальных табу, доминирующих в американском обществе.
«Горбатая гора» режиссера Анга Ли – первый претендент на «Оскар» за лучший фильм 2005 года, поскольку, как правило (но не без исключений), «Оскар» как лучший фильм года чаще всего получает картина с наибольшим числом номинаций. Исключение было в прошлом году: «Авиатор» режиссера Мартина Скорсезе, имевший больше всех номинаций, неожиданно уступил главный «Оскар» «Малышке на миллион долларов» режиссера Клинта Иствуда.
На втором месте по числу номинаций – скромный по форме, но политически заряженный фильм режиссера Джорджа Клуни «Спокойной ночи и удачи» о борьбе с маккартизмом в Америке: шесть престижных номинаций, в том числе «За лучший фильм года».
Я предполагал, что обойденный многими другими номинациями и призами фильм Стивена Спилберга «Мюнхен» рано списывать с оскаровских счетов. Так и оказалось. Картина получила пять номинаций, из них три в самых престижных категориях – за лучший фильм года, за лучшую режиссуру и за лучший сценарий по ранее существовавшему литературному материалу. Совершенно очевидно, что, кроме неоспоримого профессионального мастерства Спилберга, внимание к фильму привлекла его спорная, противоречивая позиция по политически актуальной тематике – терроризму и контртерроризму.
Две другие картины, претендующие на «Оскар» как лучший фильм года, тоже политически и социально остры. «Столкновение» режиссера Пола Хаггиса политически некорректно (что приятно!) анализирует напряженные расовые и этнические взаимотношения жителей Большого Лос-Анджелеса. Всего у «Столкновения» шесть номинаций, как у картины «Спокойной ночи и удачи». А биографический фильм «Капоте», оставляя на втором плане общеизвестную нетрадиционную сексуальную ориентацию главного героя – известного американского писателя, внимательно анализирует природу насилия в американском обществе и роль средств массовой информации в формировании параноидальных настроений и страхов, смешанных с нездоровым интересом к криминальной стороне жизни.
Социально-политический акцент абсолютно очевиден и в выборе пятерки номинантов «За лучший фильм на иностранном языке». Если в прошлом комитет Академии по отсмотру и отбору для номинаций иностранных фильмов (примерно 300 человек из почти 6000 тысяч активных членов Академии) часто отдавал свои симпатии драматическим, а иногда и мелодраматическим сюжетам на «трудном социальном фоне», как правило, связанным с семьей и детьми, то пятерка номинантов этого года четко разделяется на две категории: чистая политика с одной стороны и социальные проблемы с другой.
Палестинский фильм «Рай сегодня», ранее (в январе) удостоенный «Золотого Глобуса», своим анализом психологии ближневосточного терроризма тематически перекликается с «Мюнхеном» Спилберга. Французская картина «Счастливого Рождества!» – почти по-газетному антивоенная. Немецкая драма «Софи Шолл – последние дни» рассказывает о наивном, но честном сопротивлении нацизму малой группы молодых людей.
Южноафриканский фильм «Цоци» ищет причины бандитизма среди чернокожего населения этой страны в ужасающей бедности тамошних «бидонвиллей», а итальянская картина «Не рассказывай!» показывает взрывные дальние психологические и социальные последствия растления малолетних.
В пятерку номинантов, по моему мнению, был достоин вписаться и высококлассный российский фильм «Итальянец» Андрея Кравчука. Но его, очевидно, прочитали скорее как человеческую, нежели политическую или социальную драму. А в этом году это было не модно.
И в заключение – о мультиноминациях отдельных людей, а не фильмов.
Сразу три получил первый (или второй после Бена Аффлека?) красавец американского кино Джордж Клуни – за лучшую режиссуру («Спокойной ночи и удачи»), за лучший оригинальный сценарий к этому же фильму и за лучшее исполнение мужской роли второго плана в другой картине «Сириана». Такого расклада в истории «Оскаров» еще не было: режиссер одной картины, номинированный за ее постановку, получает номинацию как актер в другой!
Две номинации у Пола Хаггиса – за лучший оригинальный сценарий к фильму «Столкновение» и как продюсера этой картины, претендующей на «Оскар» как лучший фильм года.
Своей двойной номинацией за музыку к фильмам («Мемуары гейши» и «Мюнхен») композитор Джон Уильямс достиг рубежа в 45 (!) оскаровских номинаций. Больше номинаций за свою жизнь получил только легендарный Уолт Дисней – 59.