Кризис здравоохранения в Туркменистане и международная реакция

По инициативе Института «Открытое Общество» Джорджа Сороса было проведено исследование о состоянии здравоохранения в богатейшей стране Центральной Азии – Туркменистане. Презентация доклада «Кризис здравоохранения Туркменистана и международная реакция» прошла на прошлой неделе в Вашингтоне. Автор доклада Мартин Макки, содиректор Европейского центра здоровья обществ переходного периода при лондонской Школе гигиены и тропической медицины, призвал мировое сообщество обратить внимание на катастрофическое положение здравоохранения в Туркменистане. Мартин Макки дал эксклюзивное интервью Русской службе «Голоса Америки».

Наджия Бадыкова: Сравните, пожалуйста, ситуацию в здравоохранении Туркменистана с другими странами Центральной Азии.

Мартин Макки: Туркменистан во многом схож с другими странами Центральной Азии, но проблема здравоохранения стоит там намного острее. У нас неполные сведения по этой стране, потому что Ашхабад еще в 1998 году приостановил предоставление отчетов по уровню смертности в стране для Всемирной организации здравоохранения. В то время продолжительность жизни в Туркменистане была самой низкой в Центральной Азии. У нас есть все основания предполагать, что ситуация значительно ухудшилась. Особенно остро обстоят проблемы в сфере борьбы с инфекционными заболеваниями.

Н.Б.: В своем отчете вы перечислили ряд серьезных проблем в области здравоохранения. Какая проблема стоит наиболее серьезно?

М.М.: Основная проблема в Туркменистане - это развал системы здравоохранения. Несколько лет назад правительство уволило 15 тысяч работников здравоохранения и заменило их армейскими новобранцами. Было также закрыто множество медицинских учреждений в сельской местности, что приведет к катастрофическим последствиям для многих людей. Вдобавок к этим проблемам здравоохранение было переведено на систему самофинансирования. Это привело к значительному повышению цен на медицинские услуги. Таким образом, налицо отсутствие эффективного и надлежащего медицинского обслуживания, которое несомненно привело к увеличению уровня смертности среди населения.

Н.Б.: Президент Ниязов не признает, что в его стране есть СПИД или туберкулез. Насколько это опасно для соседних стран?

М.М.: Вирусы и бактерии не знают границ. Мы знали это тысячелетиями. Венецианцы ввели систему карантина в XIV веке для того чтобы предотвратить распространение болезней из Средиземноморья. Поэтому, когда правительство одной страны скрывает вспышки инфекционных болезней, – это серьезная угроза для всего мира. У нас есть достоверные сведения, что в Туркменистане не регистрировались вспышки чумы. Ашхабад принимает определенные меры в отношении птичьего гриппа, но в тоже время не предоставляет сведений о других инфекционных болезнях, таких, например, как туберкулез, чума, корь, СПИД . Несмотря на то, что общество в Туркменистане очень изолированно, люди все равно передвигаются и пересекают границы, Если какая либо часть мира не находится под эффективным наблюдением, это представляет серьезную угрозу.

Другой участник презентации – журналист программ Би-би-си «Пересекая континенты» и «Мир сегодня» Люси Аш, лауреат премий в области журналистики. Ей чудом удалось побывать в Туркменистане и сделать репортажи о состоянии здравоохранения в стране.

Наджия Бадыкова: Насколько сложно было работать в Туркменистане и насколько открыто люди могли говорить с вами о проблемах?

Люси Аш: Журналистам очень трудно работать открыто в Туркменистане. Как вы знаете, там нет оппозиционной прессы и СМИ находятся под жесткой цензурой. Иностранные журналисты постоянно преследуются агентами спецслужб и наблюдателями из МИДа. Но нам посчастливилось встретить храбрых людей, которые посчитали важным открыто выразить свое мнение и поделиться опытом пребывания в клиниках и больницах в Ашхабаде и за его пределами.

Одна из причин, из-за которой мы приехали в Туркменистан, – это сообщения о чуме и сибирской язве. Но нас также сильно беспокоит огромное количество смертей среди женщин и детей, которые можно было предотвратить. Средняя продолжительность жизни в Туркменистане самая низкая в СНГ. Много случаев, когда дети умирают от легкоустранимых причин: например, они не получат питания после рождения, не содержатся в тепле, не получают достаточно воды, когда у них диарея.

Нас очень беспокоит сокращение медицинского персонала. Многие жители, с которыми мы разговаривали, сказали нам, что их очень беспокоит, что их будут лечить люди без медицинского образования, которые могут делать серьезные ошибки в лечении. Для жителей села, я думаю, ситуация еще сложнее, потому что им трудно собрать деньги для поездки в столицу или в другой крупный город, поскольку на селе нет клиник. Состояние больниц, как рассказал нам один из работников, значительно ухудшилось. Например, в одной больнице не было воды в течении двух лет, и пациенты должны были ходить домой, чтобы помыться. Местные органы управления известили врачей, что больницы переведены на самофинансирование и врачи сами должны искать деньги для проведения ремонтных работ, если они хотят, чтобы в больнице была вода.

Нам также рассказали, что главврачи скрывают случаи инфекционных болезней, а диагнозы переписываются. Людям не разрешают задавать вопросы, а близким умерших пациентов не сообщают истинную причину смерти. Одна женщина рассказала мне, что в одном районе 69 человек скончалось от чумы, но родственникам не сказали, от чего умерли их родные. В целом мы заметили очень тревожную тенденцию повсеместной секретности.

Н.Б.: Почему международные организации и мировое сообщество не обращают внимание на то, что в Туркменистане существует кризис здравоохранения?

Л.А.: На мой взгляд, 2005 год был очень тяжелым. Цунами и землетрясение в Пакистане и проблемы в Африке легли тяжелым грузом на международное сообщество. Это одна из причин. Более циничные люди говорят, что Туркменистан – богатая страна с большими газовыми ресурсами, поэтому лучше поддерживать дружественные отношения с его правительством. Это очень важный геостратегический регион, передовая линия борьбы против наркоторговли и исламского терроризма, поэтому некоторые наблюдатели отмечают, что западные страны не хотят портить отношения с режимом, например, из-за недостатков в системе здравоохранения. Однако рано или поздно мы должны будем серьезно задуматься над тем, что происходит в этой стране, потому что для инфекционных болезней не существует границ.

Независимое журналистское расследование о состоянии здравоохранения в Туркменистане также провел журналист Сапармурат Овезбердыев. Вот что он рассказал нашему корреспонденту:

Сапармурат Овезбердыев: Я хочу немного рассказать о том, сколько президент Ниязов тратит на свое здоровье. Например, для обследования состояния своих зубов Ниязов пригласил иностранных специалистов, визит которых обошелся государству в 500 тысяч долларов.

Для регулярных медицинских обследований своего здоровья Ниязов приглашает специалистов из Мюнхена. Так, только на последний их визит он потратил 1 миллион 650 тысяч долларов, затем 2 миллиона 450 тысяч. Каждый раз на свое здоровье он тратит не меньше 2-3 миллионов долларов. А ведь это деньги народа Туркменистана! Недалеко от Ашхабада находится кардиологический центр имена Сапармурата Ниязова, и 6-е отделение этого центра работает только на его обслуживание.

Несколько слов относительно детской смертности. Эта информация засекречена, но я сам пытался провести независимое журналистское расследование. Я побывал на кладбищах в Ташаузе и в Ашхабаде и был поражен числом детских могил и той скоростью, с которой они увеличиваются – просто сложно даже посчитать. Я могу только сказать, что детская смертность в Туркменистане очень высока.