Американские сенаторы и конгрессмены активно обсуждают вопросы, связанные с ядерной программой Ирана, и предстоящую передачу иранского досье Совету Безопасности ООН.
Во вторник в своем выступлении с докладом о положении в стране президент Буш сделал правительству Ирана решительное предупреждение о том, что США и другие страны не допустят, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие. Заявление американского президента вызвало резкую реакцию президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, который сказал, что его правительство будет противостоять любым попыткам ограничить программу ядерного развития страны. Иран уже давно утверждает, что его ядерная программа преследует исключительно мирные цели.
В Конгрессе США вопрос о ядерной программе Ирана стал предметом слушаний, на которых выступали представители обеих политических партий. Специалисты, выступавшие на слушаниях в комитете Палаты представителей по делам вооруженных сил, предлагали различные решения.
Один из выступавших – Джон Перкович, сотрудник Фонда Карнеги за международный мир – остановился на российской попытке добиться разрядки напряженности. «Чтобы Иран не занимался обогащением урана на своей территории, – сказал он, – придется принять российское предложение, при этом следить за тем, чтобы Иран соблюдал поставленные условия, будет Россия. Мне представляется, что, учитывая обстановку в современном мире, это будет хорошим решением, потому что без участия России мы ничего не добьемся».
Члены обеих палат Конгресса тщательно следят за событиями в Иране. В среду в интервью телесети Си-эн-эн сенатор-демократ Диана Файнстин подчеркнула важность сотрудничества России и Китая в поисках дипломатических решений иранской проблемы. Сенатор-республиканец Трент Лотт назвал возможность того, что в руках Ирана появится ядерное оружие, «очень страшной и опасной».
Отвечая в ходе пресс-конференции на вопрос о возможности применения силового решения, конгрессмен-демократ Джон Мурта сказал: «Как мне представляется, президент не станет отказываться от военного варианта решения, поскольку это маневр, который применяется на переговорах. Однако, учитывая военное бремя, которое теперь на нас легло, трудно поверить, что мы прибегнем именно к военному варианту».
Президент Буш заявляет, что в иранском вопросе нельзя исключить ни один вариант решения.
С тех пор, как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад призвал к уничтожению Израиля и назвал Холокост мифом, члены Конгресса стали проявлять растущее беспокойство. В прошлом году не поступивший на подпись президенту законопроект о введении санкций против Ирана поддержали две трети членов Палаты представителей. Несостоявшийся закон о санкциях предлагал ужесточить и кодифицировать санкции против Ирана по целому ряду причин, в том числе за то, что он выступает спонсором терроризма, и за производство неконвенциональных вооружений. Несостоявшийся закон также предлагал американскую помощь иранским продемократическим группировкам, мирным образом добивающимся защиты прав человека, и программам независимого вещания на Иран.
Поддержка, которой заручился этот законопроект, с одной стороны, свидетельствует о сильных эмоциях, которые оценка иранской угрозы вызывает у американских законодателей, а с другой стороны – о том, что многие члены Конгресса надеются на политические перемены в Иране.