Как победить туберкулез в России

Недавно в Вашингтоне побывал эксперт Всемирной Организации Здравоохранения Веслав Якубовяк, координатор программ ВОЗ по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации. Он согласился дать интервью Русской службе «Голоса Америки».

Ирина Келнер: Вы встречаетесь в Вашингтоне с представителями Конгресса США для обсуждения проблемы туберкулеза в России. Почему эта проблема интересует американцев?

Веслав Якубовяк: Соединенные Штаты поддерживают программы борьбы с туберкулезом в ряде стран мира. Многие демократические страны оказывают международную медицинскую помощь, поскольку туберкулез – это глобальная проблема. Ежегодно в мире от этой болезни, существующей со времен фараонов, умирает два миллиона человек, хотя лекарства против нее существуют и ее можно излечить. Однако в процессе лечения туберкулеза существует много проблем.

И.К.: Какова ситуация с туберкулезом в Российской Федерации?

В.Я.: Довольно сложная. До 1991 года туберкулез находился под контролем. Всемирная Организация Здравоохранения определяет степень заболеваемости туберкулезом в каждой стране по числу заболевших на 100 тысяч населения. В случае туберкулеза, если это число превышает 60 человек на 100 тысяч людей, это считается серьезной проблемой. Сегодня в России заболеваемость туберкулезом составляет 83 случая заболевания на 100 тысяч населения, что не просто много, а очень много. Но есть тенденция к снижению уровня заболеваемости, которая пять лет назад составляла 95 на 100 тысяч населения.

И.К.: Это, безусловно, хорошая новость. Но среди заболевших появились случаи лекарственно устойчивого туберкулеза, который значительно труднее лечить, чем обычный туберкулез…

В.Я.: Обычный туберкулез вполне можно излечить за шесть-семь месяцев, если больной получает правильный курс лечения. Но при неправильном назначении лекарств или ошибках при их приеме возникает лекарственно устойчивая форма заболевания, при которой все значительно сложнее. При возникновении так называемого полирезистентного туберкулеза больной невосприимчив к двум главным противотуберкулезным лекарствам. Для таких больных неэффективны так называемые лекарства первого ряда. Нужно использовать другие препараты, причем принимать их необходимо уже не шесть-семь месяцев, а два года, и эффективность подобного лечения не столь высока, как при обычном туберкулезе.

И.К.: Вы говорили, что демократические страны помогают в борьбе с туберкулезом. В 2006 году Россия стала председателем «Большой восьмерки», состоящей из самых экономически сильных демократий мира. Отразится ли это на расширении усилий «Большой восьмерки» в области международной борьбы с туберкулезом?

В.Я.: Я думаю, что отразится. И ВОЗ будет делать все возможное, чтобы программы борьбы с туберкулезом были еще более эффективными. На экономическом форуме в Давосе будет принят новый план противотуберкулезных мероприятий на 2006-2015 годы. Это очень эффективный план. Он рассчитан на то, чтобы к 2015 году наполовину сократить смертность от туберкулеза и заболеваемость им. ВОЗ надеется, что будут приложены все усилия для мобилизации ресурсов на борьбу с туберкулезом. Для осуществления этого плана потребуются огромные деньги. Но туберкулез – это глобальная проблема, от которой необходимо избавить человечество. Стыдно, что в XXI веке эта болезнь по-прежнему существует во всех странах. И тут «Большой восьмерке» отводится огромная роль, особенно в деле оснащения медиков новыми методами и новыми лекарствами. В последние двадцать лет не было разработано никаких новых противотуберкулезных лекарств. Новые методы экспресс-диагностики также могут ускорить процесс излечения от туберкулеза.

И.К.: Существуют хорошие методы лечения, которые рекомендует Всемирная Организация Здравоохранения, в частности, так называемый, метод ДОТС. Но в России используется несколько модифицированный метод, который называется ДОТС-ПЛЮС. Почему? Чем Россия отличается от других стран, который применяют более простой и дешевый метод, хорошо зарекомендовавший себя?

В.Я.: Я думаю, что тут происходит недопонимание. ДОТС – это аббревиатура названия программы, рекомендованной Всемирной Организацией Здравоохранения. Применяемые в России методы лечения туберкулеза вполне отражают рекомендации ВОЗ. В Российской Федерации это называется «Национальная программа борьбы с туберкулезом». Особенность метода ДОТС-ПЛЮС заключается в том, что он нацелен на борьбу с лекарственно устойчивым туберкулезом.

И.К.: Каково положение с туберкулезом в российских тюрьмах, которые несколько лет тому назад считались рассадниками этой болезни?

В.Я.: Я думаю, что положение существенно улучшилось. Если в 1998 году заболеваемость туберкулезом в тюрьмах составляла 4000 на 100 тысяч человек, то в последние годы она уменьшилась до 1600 на 100 тысяч, то есть почти в три раза. В российских тюрьмах сейчас идет процесс в нужном направлении, включающий правильное лечение и улучшение условий содержания в исправительных учреждениях.

И.К.: Считаете ли вы, что это – проявление политической воли российских властей?

В.Я.: Без этого бы ничего не было. Всемирная Организация Здравоохранения тесно сотрудничает с правительством России, которое обращает большое внимание на борьбу с туберкулезом. Выпущено много правительственных приказов, которые были разработаны совместно с ВОЗ и будут осуществляться. Правительство на федеральном уровне выделяет 50 миллионов долларов на закупку лекарств, а также на осуществление новой стратегии.

И.К.: Что следует сделать в России, чтобы победить туберкулез?

В.Я.: Теперь самое важное – эффективное внедрение новой стратегии по всей стране. На это выделены дополнительные средства, которые российское правительство получило от Всемирного Банка. Теперь нужно правильно использовать эти деньги, чтобы в ближайшие пять лет увидеть эффективность новой стратегии во всей России.