Коррупционный скандал в Вашингтоне

Один из самых влиятельных лоббистов в Вашингтоне Джек Эйбрамофф признал себя виновным в преступном сговоре, мошенничестве и незаконном уклонении от уплаты налогов и, в обмен на сокращение срока наказания, согласился сотрудничать со следствием.

В 88 году Джек Эйбрамофф был восходящей звездой Республиканской партии. Но ставку он сделал отнюдь не на политике. Его лоббистская фирма представляла интересы индейских племен, владеющих казино, и добивающихся от Конгресса права на расширение сферы своей деятельности. Лоббирование принесло Эйбрамоффу десятки миллионов долларов.

Но, как замечает вице-президент исследовательского института Катона Дэвид Боуз, причиной падения Эйбрамоффа было не лоббирование, как таковое, а жадность: «Среди лоббистов множество достойных людей, честно представляющих интересы различных организаций, групп, штатов… Но Эйбрамофф персонифицирует то, во что может выродиться лоббирование. Искушению деньгами трудно противостоять, и всегда найдутся люди, готовые на все, чтобы получить эти деньги».

Заместитель генерального прокурора Алис Фишер подчеркивает, что министерство юстиции будет неумолимо преследовать людей типа Эйбрамоффа, поскольку они подрывают общественную веру в правительство: «Мы не свернем с этого пути, куда бы он нас не привел».

А ведет этот путь прямиком в Конгресс. В обмен на сокращение срока наказания Эйбрамофф обещал назвать имена законодателей-мздоимцев.

Фред Вертхаймер, президент общественной организации «Демократия 21» отмечает, что в коррупционных скандалах обычно замешана партия власти: «Это не означает, что никто не пытается влиять на оппозиционную партию, но вполне понятно, что главные усилия сосредоточены на том, чтобы купить людей, принимающих решения».

Сейчас решения принимают республиканцы. Но в восьмидесятых годах, когда доминировала Демократическая партия, за взяточничество были арестованы несколько законодателей-демократов.

Дэвид Боуз из Института Катона считает, что законодатели, одержимые идеей служения обществу или продвижению какой-либо идеи, реже поддаются искушению материальными благами: «Взяточничество – следствие не только моральной, но и идейной слабости. Для тех, кто прибыл в Вашингтон без какой-либо конкретной цели, очень легко соблазниться угощениями лоббистов».

По мнению Фреда Верхаймера, использование системы в своих интересах – свойство человеческого характера, поэтому столь важно создать прочные правовые заслоны от коррупции: «Должно быть совершенно ясно, что закон имеет отношение ко всем – будь-то богатые и сильные мира сего или простые граждане».

Джеку Эйбрамоффу грозит длительный срок заключения. И, если следствие выявит доказательства вины членов Конгресса, которым Эйбрамофф, по его собственному признанию, давал взятки, то и они потеряют свободу и власть.