Достойна ли Россия возглавить Большую восьмерку?<BR>Мнения экспертов

В конце ушедшего года правительство Российской Федерации утвердило закон о неправительственных организациях, который, по мнению многих наблюдателей, еще больше ограничит развитие гражданского общества в стране. Вскоре после принятия этого закона разгорелся спор вокруг увеличения цен на поставляемый в Украину российский природный газ. Ввиду этих и ряда других соображений, некоторые западные аналитики ставят под вопрос роль России в жизни международного сообщества.

Многие иностранные комментаторы считают, что сегодняшняя Россия развивается, как смесь полуавторитаризма и полудемократии. Власть сосредоточена в руках президента и ближайших его сотрудников. Гражданское общество проявляет себя слабо, а российские СМИ подвергаются давлению со стороны правительства.

Чарлз Купчан, старший научный сотрудник Совета по вопросам международных отношений говорит, что политическое положение в России характерно для многих бывших коммунистических стран. Однако ученый не считает, что Россия вернется к временам тотального авторитаризма: «В России сейчас действует некая форма усеченной демократии. Но было бы ошибкой утверждать, что все возвращается к советским порядкам».

Российская элита пытается поставить себе на службу остатки национализма и сохранить хотя бы видимость великой державы. По мнению Купчана, участие России в работе Большой восьмерки поможет убедить Россию в том, что она продолжает играть достаточно значимую роль в жизни международного сообщества. Конечно, некоторые выражают тревогу по поводу того, что Путин, далеко не идеальный сторонник демократии, на какое-то время займет место председателя Большой восьмерки. Но мне думается, что опыт работы с лидерами ведущих демократических стран мира, в общем и целом, пойдет Путину на пользу.

Сотрудник Фонда Карнеги и Гуверовского института Майкл Макфол считает, что Россия регрессирует к авторитаризму.

«Россияне больше всего хотят стабильности, - говорит эксперт, - и это как раз то, что им обеспечивает президент Путин». Но российский президент допускает серьезные промахи, которые приведут к негативным последствиям для развития политической и экономической жизни страны. Я считаю, что Путин придерживается ущербного взгляда по поводу государственной власти. Он убежден, что сильная власть тождественна автократической государственности. Конечно, бывают эффективные автократии, хорошо обеспечивающие экономические нужды своих народов. Но, вместе с тем, есть и слабые, коррумпированные автократические режимы.

По мнению Майкла Макфола, саммит лидеров Большой восьмерки, который пройдет в июле в Санкт-Петербурге, сфокусирует внимание международного сообщества на откате России от демократических реформ: «До сих пор Россия не была в центре внимания Вашингтона, так как в настоящее время американское правительство больше озабочено положением на Ближнем Востоке – в Ираке, Иране, Афганистане. А между тем, в последнее время в России наблюдается откат от демократии».

Селест Уолландер, директор программы России и Евразии при Центре стратегических и международных исследований утверждает, что то, как Россия разрешила топливный диспут с Украиной, стал вызывать сомнения в Западной Европе и Соединенных Штатах по поводу надежности России в качестве экономического партнера: «В виду того, что в споре с Украиной Россия доказала, что готова использовать экономическое давление против соседних стран для достижения своих политических целей, правомочно спросить: стоит ли Западной Европе и Соединенным Штатам ставить себя в еще большую зависимость от поставок российской нефти и природного газа?».

Как отмечает Уолландер, председательство России в клубе Большой восьмерки критически важно для имиджа России в мире: «Существуют большие ожидания и, одновременно, серьезная озабоченность по поводу того, что Россия будет председательствовать в группе Большой Восьмерки в 2006 году. Это происходит как раз тогда, когда российское правительство ужесточает контроль над экономикой страны, ее гражданским обществом и формирует политическую обстановку, не допускающую свободных политических дискуссий».

Селест Уолландер считает, что саммит Большой восьмерки в Санкт-Петербурге, вкупе с парламентскими выборами в Украине и президентскими выборами в Беларуси, сыграют решающую роль в консолидации политических тенденций в этих странах и могут повлиять на стратегическое планирование Соединенных Штатов и Западной Европы в отношении этих стран.