Расширение Европы<BR>Мнения экспертов

По мнению видных американских специалистов в области политики, Европейский союз коренным образом влияет на трансатлантическое сотрудничество и одновременно трансформирует геополитическую карту мира. На недавнем симпозиуме в Вашингтоне, эксперты по международным отношениям пришли к заключению, что большая и сильная Европа является позитивной силой в деле продвижения общих интересов Соединенных Штатов и ЕС.

Бывший советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский считает, что понятие Европы коренным образом изменилось за короткий отрезок времени. За последнее десятилетие Евросоюз увеличился вдвое, с двенадцати стран-членов в 93 году до двадцати пяти сегодня. Прием новых стран перекроил географические границы ЕС, а также его социальную, политическую, и экономическую структуру.

Выступая на симпозиуме, организованном Центром стратегических и международных исследований, Бжезинский отметил, что расширение ЕС является естественным геополитическим процессом, который не может быть искусственно остановлен политиками: «В какой-то момент, когда процесс достигнет своего предела, он остановится сам собой. Но он не может быть остановлен политически».

По мнению Бжезинского, балканские страны, Украина, Турция, а также, в долгосрочной перспективе – Беларусь и Грузия, неизбежно войдут в Евросоюз. Он отмечает, что перспектива присоединения к ЕС играет роль «успокоительного средства» в нестабильных регионах: «Если Украина и Беларусь станут частью Европы, у России не останется иного выбора, как стать неимпериалистической и более европейской страной».

«США нужна сильная Европа, способная быть движущей политической силой», - говорит Бжезинский. По его словам, политически единая Европа могла бы значительно повлиять на решение США о вторжении в Ирак: “Если бы в Европе существовал серьезный политический союз, тогда, я думаю, нам бы пришлось прислушаться к его мнению. Нам необходима такая Европа. Но реальная ли она сейчас?».

Заместитель госсекретаря по делам Евразии Дэниел Фрид утверждает, что изменение реалий европейской геополитики влияет на трансатлантическое сотрудничество.

«В течение сорока пяти лет после 1945 года, отношения между США и Европой в основном сводились к самой Европе, - сказал Фрид. - Сегодня это уже касается не столько Европы, сколько того, что США и ЕС, единые, свободные и невраждебные, могут вместе сделать в мире».

Дэниел Фрид назвал расширение Евросоюза и НАТО двигателями социальных и политических реформ в бывших коммунистических странах Европы. Он сказал, что продвижение свободы не должно прекращаться в «воображаемой периферии Европы», такой как Балканы и Турция: «Южный Кавказ, Центральная Азия – рубежи свободы. Содействие укреплению новых демократий на периферии Европы и поддержка реформаторских сил на Южном Кавказе и в Центральной Азии является одной из составных совместных усилий Соединенных Штатов и Европы».

По мнению Дэниела Фрида, содействие реформам в странах, когда-то бывших частью Советского Союза, не должно вызывать противодействия России: «Безусловно, в интересах России, чтобы соседние страны были демократиями, а не едва функционирующими диктатурами».

«Главная цель США – покончить с тиранией в мире, - продолжал Фрид, цитируя президента Буша. - И хотя США не верят в экспорт революции, они будут поддерживать рост демократических движений и институтов в любой стране и культуре. Мы не собираемся навязывать наши ценности и нашу систему, но мы будем сотрудничать с реформаторами в их странах для поддержки демократических преобразований. Каждая страна идет к демократии своим путем, но у демократии во всех странах есть что-то общее».

Фрид заметил, что НАТО не будет поступаться своими стандартами, предлагая членство странам, которые недостаточно реформировались. Он призвал страны, стремящиеся в НАТО, провести необходимую реструктуризацию: «Мы действительно убеждены в том, что нынешние страны на Балканах и в других регионах, стремящиеся в Североатлантический альянс, должны знать, что их усилия воспринимаются серьезно. Соглашение, которое НАТО предложило полякам, чехам и венграм десять лет назад, может стать доступным и для них, если они сделают определенную работу. Их задача – взвалить на себя ношу, а мы готовы приоткрыть для них дверь».

По словам Дэниела Фрида, роль НАТО также изменилась с увеличением членов альянса. Он с гордостью отметил, что расширяющийся североатлантический союз сегодня активно поддерживает свободу за пределами своих первоначальных границ, включая Афганистан, Ирак, Судан, и Северную Африку.