Расследование убийства Пола Хлебникова

Около года назад в Москве был убит Пол Хлебников, американский журналист, сотрудник журнала «Форбс», незадолго перед тем опубликовавший список наиболее богатых людей России («золотая сотня») и известный многими разоблачительными публикациями. Убийство Пола Хлебникова до сих пор не раскрыто. Коллеги погибшего журналиста, российские и американские, решили взять расследование в свои руки.

Ход расследования комментирует по просьбе Русской службы «Голоса Америки» координатор «Проекта Хлебников», известный американский журналист-расследователь Ричард Бехар.

Семен Резник: Скажите, Ричард, сколько журналистов участвует в вашем проекте?

Ричард Бехар: В настоящее время в нашу группу входят тринадцать членов: это бюро различных средств информации и отдельные журналисты-расследователи, и число их растет с каждой неделей. Причем это только официальные участники проекта. Имеются также анонимные участники и сеть помощников, помогающих нам неофициально.

С.Р:. Понятно: много людей участвуют, но не все хотят засвечиваться. Однако газета «Нью-Йорк сан» сообщает, что активное участие в проекте принимает Майкл Хлебников – брат Пола…

Р.Б.: Нет, он не является участником проекта. «Проект Хлебников» – это исключительно журналистское независимое предприятие. Братья Пола Хлебникова активно нас поддерживают и оказывают помощь, но наша группа состоит исключительно из журналистов-расследователей и бюро новостей, и мы полностью независимы.

С.Р.: Мы знаем, что по официальной версии российских правоохранительных органов убийство Хлебникова – это дело рук так называемой «чеченской мафии» во главе с Ахмедом Нухаевым, месть за книгу Пола Хлебникова 2003 года «Беседы с варваром». Двое подозреваемых убийц арестованы. Вас, видимо, эта версия не устраивает, если вы решили взяться за дело сами?

Р.Б.: Мы разрабатываем пять версий того, кто мог быть заказчиком убийства Хлебникова. Возможно, появится шестая. Нухаев – один из возможных заказчиков. Мы не отвергаем эту версию.

С.Р.: Вы не отвергаете ее, но ставите под сомнение официальную версию следствия?

Р.Б.: Я полагаю, что пока рано делать выводы. Мы не видели улик, есть сообщения, что Нухаев мертв, и даже что он был мертв еще до убийства Пола Хлебникова. Так что во многом предстоит разобраться. Не только во всех существующих на сегодня версиях убийства, но и в тех делах, которые расследовал Пол Хлебников перед тем, как был убит.

С.Р.: В газете «Нью-Йорк сан» говорится о существовании пяти версий, но конкретно обозначены две, обе связаны с именем Бориса Березовского. Это мне показалось странным. Вряд ли Борис Березовский мог питать добрые чувства к Полу Хлебникову, автору известной книги «Крестный отец Кремля». Но, с другой стороны, слишком хорошо известны нынешние отношения Кремля к Березовскому. Так что если бы были какие-то основания его подозревать, то за эту версию власти ухватились бы в первую очередь?

Р.Б.: В газете «Сан» в отдельном абзаце указываются две возможные версии, но обе они принадлежат самой газете. Я этого не говорил. Я еще не готов говорить о таких вещах, пока рано. Я смогу сказать, что один из наших пяти расследовательских центров находится в Лондоне, другой занимается Нухаевым, третий находится в Москве, еще о двух я пока не могу говорить. И не могу входить в подробности. Мы работаем по этому проекту около шести месяцев, но основная работа еще впереди.

С.Р.: Можете ли вы назвать примерные сроки – сколько еще продлится эта работа?

Р.Б.: Нет, мы будем работать столько, сколько потребуется. На нашем вебсайте обозначены четыре цели, которые мы ставим. Первая – пролить свет на само убийство Хлебникова. Вторая – пролить свет на те незаконченные расследования, над которыми он работал. Третья – помочь нашим талантливым коллегам в России, потому что сейчас они нуждаются в нашем содействии. И четвертая цель – протестировать модель сотрудничества различных органов и СМИ при осуществлении таких проектов, которые слишком сложны, рискованны и дороги для одного отдельного агентства новостей. Я думаю, что эти четыре задачи потребуют интенсивной работы в течение довольно длительного времени.

С.Р.: Ну, что же, желаю вам успеха. Я думаю, что это действительно очень важно – докопаться до правды в этом трагическом деле. Люди, которые совершают подобные злодеяния, должны знать, что они не останутся безнаказанными.