Потери в Ираке, вызванные взрывами на дорогах, продолжают возрастать по мере того, как повстанцы начинают применять взрывные устройства, способные поражать даже бронированный транспорт. Для того чтобы научиться лучше защищать себя, тысячи американских военнослужащих, входящих в Национальную гвардию США, проходят обучение в лагере Шелби в южном штате Миссисипи. Резервные военные формирования Национальной гвардии есть в каждом штате. В лагере Шелби они ведут подготовку в условиях, имитирующих то, с чем им придется столкнуться в Ираке, в том числе – в деревнях.
Один из солдат исполняет роль иракского снайпера во время обстрела национальных гвардейцев. Резервисты учатся защищать себя, находясь в составе конвоя. Во время движения, вдоль дороги взрываются дымовые устройства, имитирующие придорожные бомбы. Для многих солдат все это в новинку.
Армейский капитан Кевин О’Коннелл, который участвовал в обучении полицейских в Ираке, не понаслышке знаком с опасностью придорожных бомб, которые американцы называют «импровизированными взрывными устройствами». Он показывает, как их избегать: «Если ваше движение заблокировано – взрывом, или грузовиком – это потому, что именно здесь, в этом месте, враг хочет вас остановить.
Для детонации взрывных устройств на расстоянии используются телефоны и радиоприемники. В Ираке иногда так взрывают почти одновременно сразу несколько бомб.
Национальный гвардеец Уэйн Уинстед говорит о том, что проволока, по которой можно обнаружить придорожные бомбы, часто хорошо замаскирована мусором, соломой, а иногда даже трупами животных: «Сегодня уже больше нет таких очевидных признаков минирования, как торчащая проволока, или антенна, или что-то еще в этом роде».
Большинство резервистов Национальной гвардии – это мужчины и женщины в возрасте от 17 до 60. Все они в основное время работают или учатся. Национальная гвардия участвует в преодолении последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории США, но и обеспечивает военный резерв в случае войны.
В настоящий момент Национальная гвардия и другие формирования военных резервистов составляют до 40 процентов американского военного контингента в Ираке. Ее солдаты проводят до шести месяцев в лагере Шелби, занимающем территорию в 70 километров, и обучаются здесь навыкам выживания в бою.
Майор Арт Шарп, отвечающий здесь за связи с общественностью, говорит, что они стараются воссоздать на полигоне условия, максимально приближенные к реальным.
Это включает поиск повстанцев в иракских деревнях и защиту от спрятавшихся в полях снайперов.
Солдаты учатся также установке блокпостов, действиям в случае волнений среди гражданского населения, включая применение слезоточивого газа для разгона толпы.
Майор Шарп, которому 47 лет, в гражданской жизни – судья. Он провел в Ираке 6 месяцев, обучая солдат новой иракской армии. По его словам, в лагере Шелби солдат учат сначала думать, а уже потом действовать: «Например, бывали случаи, когда в Ираке я мог застрелить кого-нибудь. Будь я 18-летним нервным юношей, я бы наверно, так и сделал. Однако я сумел выдержать паузу, подождать, дать человеку шанс. Я проанализировал складывающуюся ситуацию и решил не стрелять. Оказалось, это было правильное решение».
Двадцатидвухлетний гвардеец Уильям Джонсон – на гражданке джазовый музыкант – готовится к отправке в Ирак в ближайшие недели. Как и другие солдаты, он считает, что уж лучше делать ошибки здесь и сейчас, чем в Ираке, когда от этого решения будет зависеть жизнь или смерть.