Новости Голливуда. «Остров»


Позвольте вас клонировать!

Некоторое время назад я рассказал о своих первых впечатлениях после просмотра примерно 45 минут из летнего блокбастера «Остров» (The Island) режиссера Майкла Бэя («Перл-Харбор»). Тогда фильм еще только монтировался, и все суждения могли носить только предварительный характер.
И вот картина готова, и я посмотрел полную ее версию, которой, как мне кажется, предстоит стать одним из кассовых боевиков коммерчески важного летнего киносезона.

Несмотря на довольно откровенно коммерческий характер, фильм все же заслуживает дополнительного анализа, поскольку затрагивает злободневную проблему клонирования. Уолтер Паркс – один из продюсеров фильма – как-то пошутил (и это была шутка лишь с долей шутки!), что когда они начали съемки картины, то думали, что снимают научно-фантастический фильм, а получилось, что работают над триллером. Это случилось после того, как южнокорейские ученые объявили об успешном клонировании эмбриона человека.

Паркс, конечно, имел в виду сюжет фильма «Остров». Коротко напомню его. Популярный актер из Шотландии Юэн Макгрегор («Звездные войны») играет Линкольна Шесть-Эхо, жителя некоего утопического многоярусного города. Как и тысячи других, на вид довольных жизнью жителей этой Утопии, он надеется быть со временем избранным для перевода на некий идиллический (типа Фиджи) Остров, похожий на земной рай на непрерывно проецируемых на многочисленные гигантские экраны видах Острова – единственного не зараженного места на земле, как внушают жителям стерильного «рая».

Но Линкольна что-то все время беспокоит, интуиция подсказывает ему, что не все так замечательно, как кажется. Как он узнает, насельники замкнутого мира – клоны людей и предназначены для коммерческих целей: производства детей по заказу клиентов, а также поставки органов для пересадки донорам, склонировавших себя в качестве страхового полиса на случай проблем со здоровьем. И никакого Острова нет и в помине. Клонов после использования по назначению просто уничтожают. Герой узнает тайну предприятия, а предприятие – «Концерн» – узнает, что он узнал. А значит, подлежит ликвидации.

Линкольн бежит в незнакомый ему реальный мир, увлекая за собой клона-девушку по имени Джордан Два-Дельта (Скарлет Джохансон), к которой он испытывал симпатию – не положенную и даже незнакомую большинству обитателей искусственного города. Как становится известным по ходу фильма, фабрика клонирования располагается в глубокой шахте, построенной когда-то Пентагоном.

Оказывается, у военного ведомства есть в проекте и свой определенный интерес. Этот пассаж фильма отражает традиционное недоверие Голливуда, страдающего «левым уклоном», к государственным институтам Америки, в частности, Пентагону. Правда, эта «шпилька» остается неотработанной по сюжету, и вся тревога зрителей направляется в адрес жадной корпорации.

Но Майкл Бэй не был бы Майклом Бэем, если бы не дал волю своим режиссерским инстинктам мастера приключенческого жанра. Если вы помните «Перл-Харбор», там драма была довольно плоской, почти искусственной. Зато сцены японского налета и американской борьбы с ним были архидинамичными. Бэй отлично владеет языком кинематографа, понимая, что кинокартина – не что иное как moving pictures, движущиеся картинки. И картинки у Бэя еще как движутся!

Но отдадим должное постановщику. На сей раз образы людей (а также их клонов!) у него получились довольно объемными. Более того, Макгрегор создает целых два интересных персонажа – героя-клона и его «донора», шотландского миллиардера по фамилии Линкольн. В противостоянии реального человека и не менее реального его клона выявляется основная, гуманистическая идея картины: с природой шутить нельзя, она может преподнести сюрпризы. Особенно когда моральные принципы отбрасываются во имя коммерции и эгоизма.

Есть в картине и некоторая «идеологическая» перекличка с недавними событиями, связанными с юридическим убийством Терри Шайво. А именно, фильм ставит вопрос: кого считать «реальным человеком», а кого можно ликвидировать за ненадобностью?

Должен сказать, что Майкл Бэй с помощью актеров первого и второго плана (особенно Стива Бушеми в роли техника из «Концерна», помогающего клонам-людям бежать) достигает неожиданно тонкого баланса между развлекательностью и содержательностью.

Ну, а автомобильные и прочие трюки в фильме – на самой большой высоте!