Состояние свободных средств массовой информации в странах Восточной Европы и бывшего СССР оставляет желать лучшего. Такой вывод сделали выступавшие на брифинге в помещении радиостанций «Свобода-Свободная Европа» сотрудники американских организаций, оказывающих помощь в деле развития средств массовой информации в постсоветском пространстве.
Американский совет по международным исследованиям и обменам (IREX) опубликовал четвертый по счету доклад о состоянии средств массовой информации в Восточной Европе и Евразии. В докладе говорится, что, в то время как в некоторых странах наметился определенный прогресс, в других, как, например, в странах Центральной Азии, этот процесс не только остается на прежнем уровне, но даже поворачивает вспять.
Докладчики на брифинге – Марк Уайтхауз, директор отдела развития СМИ организации IREX и Питер Грэйвз, советник по вопросам СМИ Агентства Соединенных Штатов по международному развитию – отметили наблюдающиеся на всей территории постсоветского пространства давление правительств на независимые средства массовой информации.
Остановившись отдельно на состоянии независимых СМИ в Грузии после «революции роз», Украине после «оранжевой» революции и Кыргызстане после «тюльпановой» революции, докладчики отметили, что пока изменений к лучшему не наблюдается, поскольку все печатные, радио и телевизионные станции контролируются людьми, оставшимися от прежнего режима.
В главе опубликованного IREX доклада о России, в частности, говорится: «В 2004 году средства массовой информации в России продолжали находиться под усиленным давлением федерального правительства и местных властей».
В документе приводится заключение неправительственной организации «Репортеры без границ», которая в своем ежегодном докладе о свободе прессы поставила Россию в списке из 167 стран на 140 место. Организация характеризует как предвзятое освещение трагедии в Беслане, называя это «наглядной иллюстрацией тотального контроля Кремлем национальных телестанций».
В докладе говорится также об ограничениях, налагаемых правительством на сообщения из зоны чеченского конфликта и нападения на журналистов, включая убийство в Москве американца Пола Хлебникова, редактора русского издания американского делового журнала «Форбс».
Вот как по просьбе «Голоса Америки» советник по вопросам СМИ Агентства Соединенных Штатов по международному развитию Питер Грэйвз охарактеризовал изменения в России в плане свободы СМИ после распада СССР:
«Совершенно очевидно, что за это время произошли большие изменения. В период правления Ельцина было создано много негосударственных радио и телестанций, газет и журналов. Но Путин попытался положить этому конец. Он выработал стратегию подавления СМИ, начиная с осуществления контроля над радио и телевидением, а затем над печатными органами. С другой стороны, мы видим большое количество региональных негосударственных частных органов информации. Многие забывают, что Россия очень большая страна, где почти в каждом, относительно большом городе есть частные радио и телестанции, газеты и журналы, которые могут функционировать в большой степени свободно в рамках ограничений, налагаемых существующей политической системой. Мы осуществляем программу подготовки специалистов в разных областях СМИ, в том числе, радио и телевидения. Эта программа, которая называется “Internews Russia”, оказывает содействие развитию частных средств массовой информации в регионах, составлению радио и телепрограмм, ориентированных на слушателей. Самая большая проблема в России это национальное радио и телевещание, равно как и крупные газеты. В этом отношении климат в России исключительно жесткий. Мы анализируем ситуацию, чтобы определить, можем ли мы что-либо сделать на национальном уровне с нашими ограниченными материальными ресурсами».
В заключение хотелось бы привести опубликованное в докладе IREX высказывание, директора национального исследовательского Центра по радио и телевидению Алексея Самохвалова, который в интервью «Независимой газете» так охарактеризовал нынешнюю Россию: «В свое время президент Рэйган назвал СССР «империей зла». Теперь, через 13 лет после распада СССР, глядя на президентские, парламентские и местные выборы, мне кажется, что из империи зла мы превратились в империю лжи».