Иммигранты в Калифорнии

Соединенные Штаты, как известно – страна иммигрантов. Но процесс адаптации новых иммигрантов не всегда проходит безболезненно. Как приспосабливаются к новой жизни и новым соседям иммигранты в Калифорнии – штате, привлекающем наибольшее число выходцев из других стран?

Калифорнийские города – настоящий магнит для иммигрантов. Здесь они обосновываются и, общаясь друг с другом, обретают новую родину и новые качества. Лос-Анджелес стал домом для армян, выходцев из Африки, иранцев, таиландцев и многих других. Некоторые из них – скажем, корейцы и филиппинцы – образуют крупнейшие этнические анклавы за пределами их собственных стран. Зачастую иммигранты поселяются в тех местах, где уже живут их земляки.

В Сан-Франциско новые иммигранты из Китая и Тайваня, попадая в Чайнатаун, где есть множество этнических ресторанов и бытовых заведений, вполне могут обходиться родным языком.

Иммигранты из Шанхая Лянь Лянь и его дядя – владельцы небольшого магазина импорта в даунтауне Лос-Анджелеса. Большинство их покупателей – корейцы, филиппинцы и мексиканцы. Общаются они не только на ломаном английском, но и на других языках.

Треть населения Калифорнии – латиноамериканцы. Предки некоторых жили здесь еще в те времена, когда эти земли принадлежали испанским колонизаторам Мексики. Другие же – совсем недавние иммигранты, в том числе и те несколько миллионов, которые, как считается, живут здесь на незаконных основаниях.

Представительница Федерации «За реформу иммиграционной политики Америки» Ира Мелман считает, что нелегальную иммиграцию следует пресечь. И она же хотела бы значительно сократить иммиграцию законную: «Миллионы людей, - говорит Мелман, - хотели бы попасть сюда, но Соединенные Штаты не могут принять всех. Лишь к 1830 году численность населения планеты достигла одного миллиарда. Сейчас нас шесть с половиной миллиардов. Каждые десять лет нас становится на миллиард больше. Правила, которые существовали прежде, когда наша планета и наш континент не были так густо заселены, больше не годятся».

Усилия по ограничению иммиграции совершались и в прошлом: у одних они были продиктованы страхом потерять работу, у других – страхом перед вторжением иноязычных культур. В XIX и XX столетиях антииммигрантские настроения рождались в основном в Калифорнии. По словам архивариуса сан-францисской публичной библиотеки Сюзан Голдстин, в популярных песенках и листовках говорилось об угрозе китайской и японской иммиграции: «У нас есть и профсоюзные обращения к населению Сан-Франциско с призывами участвовать в демонстрациях против китайцев и японцев. У нас хранится коробка для сигар с этикеткой «Сделано только белыми людьми». Таких этикеток, означающих, что в производстве не были заняты азиаты, в то время было множество…».

Робин Тома из лос-анджелесского Комитета общественных отношений отмечает, что между различными религиозными, этническими и расовыми группами конфликты неизбежны. Комитет, созданный в сороковых годах прошлого столетия, после прокатившихся по Лос-Анджелесу этнических беспорядков, проводит в школах и общественных центрах образовательные семинары, цель которых – снять напряженность в отношениях и предупредить возникновения «преступлений на почве ненависти.

«Мы знаем, что конфликт это прирожденный, - говорит Тома. - Вопрос в том, как с ним бороться. Сделать вид, что его не существует, и предоставить ему возможность проявляться «за кулисами» или вытащить его на свет божий, говорить о нем во всеуслышанье и найти общий язык, договориться о том, как по мере сил от него избавляться».

Во многих общинах есть курсы английского языка и программы, оказывающие иммигрантам помощь в адаптации, притом, что этнические группы стараются сохранить свои традиции и уникальные черты. Как утверждает Марк Балдассар из калифорнийского Института общественных отношений, опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что большинство калифорнийцев, относясь к иммигрантам в целом положительно, считают, что иммиграция нелегальная приводит к истощению штатных ресурсов: «Подобно тому, как Эллис Айленд был плавильным котлом для европейских иммигрантов, Калифорния стала плавильным котлом для иммигрантов из Азии, Латинской Америки, так же как и для иммигрантов из Европы и все чаще – из стран Ближнего Востока. Калифорния, стала пропускным пунктом для людей, въезжающих в Соединенные Штаты, и, благодаря ее многообразию, они воспринимают американское общество в целом как многообразное и гостеприимное.

По словам Гарри Масон из Института Томаса Риверы, иммиграция меняет характер и культуру Соединенных Штатов. И ощутимее всего это в Калифорнии, где белое население перестало быть большинством: «Это – плавильный котел, и это – новая Америка XXI столетия. Белый цвет в XXI веке стал чуть-чуть потемнее. У одних это вызывает беспокойство, другие же считают, что это знак здоровья американской нации и ее культуры».