Путин в Израиле: розы и тернии. Все ведущие американские органы печати комментируют визит Владимира Путина в Израиль. «Приезд российского президента является конкретным подтверждением улучшения отношений между Россией и Израилем, – отмечает «Нью-Йорк таймс». – Оба государства стремятся преодолеть проблемы, накопившиеся в их сложных и бурных отношениях за много десятилетий. Однако существующие разногласия дают о себе знать. Путин пытался успокоить израильтян, озабоченных поставками российских зенитных комплексов Сирии и российской ядерной помощью Ирану. Но израильские руководители дали ясно понять, что рассматривают помощь врагам Израиля как серьезную угрозу».
«За последние двадцать лет в Израиль из бывшего СССР переселились около миллиона человек, – напоминает нью-йоркская газета. – Это примерно 15% всего населения страны. Визит Путина взрыва энтузиазма у эмигрантов не вызвал».
«Вашингтон пост» отмечает, что визит проходил в атмосфере, в которой «критические высказывания перемежались с дежурными фразами – как со стороны Путина, так и со стороны израильских руководителей… Тем не менее, несмотря на разногласия, обе стороны охарактеризовали визит российского президента как важную веху в отношениях между двумя бывшими соперниками во время “холодной войны”».
«Израиль встретил Путина со всеми возможными почестями, – сообщает из Иерусалима корреспондент балтиморской «Сан» Джон Мерфи. – Перед его прибытием в резиденцию израильского президента Моше Кацава был расстелен красный ковер, выстроен почетный караул, играл военный оркестр. Кацав назвал Путина «другом государства Израиль». Премьер-министр Ариэль Шарон пошел еще дальше: обращаясь к Путину, он сказал, что российский президент «может чувствовать себя среди братьев». Но все красивые слова и пышные церемонии были частично подпорчены продолжающимися разногласиями между Израилем и Россией по поводу Ирана и Сирии».
«Вашингтон таймс» посвятила этой же теме редакционную статью. Газета называет визит Путина в Израиль «историческим», но добавляет: «Наибольшую тревогу в связи с визитом вызывает нежелание Путина отказаться от укрепления военных связей с Сирией и продолжающееся участие Москвы в создании военно-ядерной инфраструктуры Ирана... Сам факт посещения Израиля главой российского государства является важным и позитивным событием, – подчеркивает газета. – Однако, опрометчиво форсируя дестабилизирующие поставки вооружений государствам-изгоям и другим маргиналам, Путин действует себе же во вред».
Российский бизнес в тисках бюрократии. Суд над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым обострил интерес многих изданий к состоянию дел в российском бизнесе – и не только в большом бизнесе. «Уолл-стрит джорнэл» отправила своего корреспондента Гая Чейзана в Орел. В этом городе он проинтервьюировал предпринимательницу Марину Ивашину, бывшую владелицу фирмы «Детское питание». После того, как у Ивашиной возник конфликт с местными властями, она обратилась за помощью в Кремль. Два дня спустя банковский счет фирмы был заморожен, а еще через пять месяцев компания была вынуждена прекратить существование.
«Марина Ивашина – одна из многочисленных мелких предпринимателей, задыхающихся в тисках набирающей силу российской бюрократии, - говорится в репортаже. – В этом конкретном случае предпринимательница стала жертвой конфронтации с местным губернатором Егором Строевым, бессменно управляющим Орлом шестнадцать лет. По словам противников Строева, он подавил всякую оппозицию и отдал экономику города в руки своих родственников и дружков. Местные жители прозвали его «удавом».
«Казус Марины Ивашиной свидетельствует, что история «Юкоса» – далеко не единичное явление, – говорится далее в репортаже Гая Чейзана. – По всей России предприниматели, имевшие несчастье навлечь на себя немилость местных властей, рискуют налоговыми претензиями, штрафами и придирчивыми инспекциями».
«Капитализм, – констатирует газета, – имеет в России весьма слабые корни. Уничтоженные после большевистской революции 1917 года частная собственность и свободный рынок вновь появились только в конце 80-х годов, на закате существования Советского Союза. Однако их душит усиливающееся вмешательство государства».
«Президент Путин не раз обещал устранить административные препятствия, тормозящие российское предпринимательство, – говорится далее в статье. – Не далее как на нынешней неделе он назвал бюрократию надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса. Но в определенной мере проблема заключается в нем самом. После прихода к власти в 2000 году Путин постепенно ослабил еще не окрепшие демократические институты – надел намордник на средства массовой информации, укомплектовал Государственную думу депутатами от прокремлевских партий и отменил выборность губернаторов. В результате этих перемен подобная гидре государственная бюрократия заматерела еще больше и стала еще менее подотчетной гражданам, которым она призвана служить».
«Ситуация в Орле во многом показательна, – считает корреспондент «Уолл-стрит джорнэл». – Местные органы власти во всей России находятся под контролем бывших коммунистических боссов, очень быстро сменивших классовую борьбу на свободный рынок. Этот контроль означает, что они способны распоряжаться местной экономикой так же, как и при советской власти. Компании, приближенные к губернатору (а зачастую и просто принадлежащие ему), пользуются всевозможными льготами и привилегиями, тогда как независимые частные компании борются за существование».
Премии украинским активисткам. «Вашингтон пост» поместила заметку своего дипломатического корреспондента Норы Бустани о вручении премий организации «Vital Voices Global Partnership» группе украинских активисток, сыгравших видную общественную роль во время «оранжевой революции» прошлого года. Эти премии присуждаются пятый год подряд женщинам из различных стран мира, которые своими действиями и независимой позицией повлияли на ход событий.
Обзор подготовил Лио Стерн.