В конце недели в Вашингтоне откроется очередное полугодовое совместное заседание Всемирного банка и Международного валютного фонда. Что тревожит сегодня мировых финансистов и банкиров?
Темпы роста мировой экономики, согласно последним выкладкам Всемирного банка, возможно, достигли своего пика и впредь будут понижаться, в силу определенных торгово-финансовых диспропорций. Таковыми являются огромный дефицит государственного и внешнеторгового бюджетов США и стремительный рост китайского экспорта. И то и другое, как считает Всемирный банк, следует сдерживать в интересах балансировки мировой экономической системы.
Взлету китайского экспорта немало помогает искусственное занижение обменного курса национальной валюты – порядка двадцати пяти процентов, по мнению вашингтонского аналитика Мориса Гольдстина. Положительное сальдо внешнеторгового баланса Китая разбухает, а заодно с ним и запасы долларовых резервов.
«Рост долларовых резервов в объеме одиннадцати-тринадцати процентов ВВП на протяжении двух лет кряду – это, безусловно, аномалия глобального значения», - замечает Гольдстин.
Между прочим, за первые два месяца текущего года китайский экспорт увеличился еще на тридцать с лишним процентов. Поэтому не удивительно, что на Западе столь настойчиво поговаривают о том, что Китай и другие экспортеры в Азии должны ревальвировать свою валюту, то есть сделать ее относительно более дорогой.
«На китайскую валюту, на мой взгляд, завязаны валюты практически всех других стран Азии, и если Китай проявит пассивность, то и они никуда не двинутся», - говорит британский эксперт Мартин Вульф. Его вывод: как европейцы скорректировали свою единую валюту в отношении доллара, так следует поступить и азиатам.
Если упомянутые выше диспропорции не устранить, то не исключено, что инвесторы в какой-то момент утратят веру в доллар и начнут массивно сбрасывать его. Удешевление доллара, в свою очередь, может потянуть за собой резкий скачок банковского процента и замедление хозяйственной деятельности в мировом масштабе.
В прошлом году объем мирового производства вырос на четыре процента – рекорд за последние тридцать лет. Что может затормозить рост, так это скачок банковского процента и ускорение инфляции в совокупности с резким увеличением цен на нефть.