Будущее Кыргызстана

Отстраненный от власти президент Кыргызстана Аскар Акаев подписал документ об уходе в отставку, которая поможет новому руководству восстановить стабильность и подготовить новые президентские выборы.

Акаев, находившийся у власти долгие годы, сделал это в понедельник в ходе церемонии в посольстве Кыргызстана в Москве, где он находился после того, как 24 марта оппозиция захватила власть в Бишкеке. В интервью на прошлой неделе он выразил готовность уйти в отставку в обмен на то, что он назвал «необходимыми гарантиями».

Его уход в отставку стал возможным после встречи с делегаций киргизских законодателей во главе со спикером парламента Омурбеком Текебаевым. Акаев записал также обращение к народу, которое будет показано на заседании парламента Кыргызстана во вторник, а затем будет передано по кыргызскому телевидению.

Уход в отставку Акаева устраняет последнее препятствие для проведения президентских выборов, предварительно назначенных на 26 июня.

Как будут развиваться события в Кыргызстане после отставки первого президента страны Аскара Акаева? Ответ на этот вопрос – в эксклюзивном интервью, которое премьер-министр и исполняющий обязанности президента Курманбек Бакиев дал «Голосу Америки» в Бишкеке.

Инна Озовская:
Сегодня президент Кыргыстана Аскар Акаев официально сложил с себя полномочия, для вашей страны наступила новая эра. Что вы считаете первоочередными задачами этого переходного периода до президентских выборов?

Курманбек Бакиев:
Прежде всего, конечно, сохранить стабильность в республике, порядок, чтобы люди могли спокойно ходить на работу. Студенты, учащиеся могли ходить в школу, на занятия, что и происходит на сегодняшний день. На сегодняшний день я могу сказать с полной уверенностью, что обстановка стабилизируется в республике, жизнь входит в свое нормальное русло. Конечно, за исключением тех объектов, которые подверглись нападению, у них вид очень удручающий, это портит нам облик столицы. Но, я думаю, в ближайшее время хозяева – и с нашей помощью, и самостоятельно – возьмутся за ремонт и восстановление этих объектов.

И.О.:
Какие статьи нынешней конституции, с вашей точки зрения, подлежат пересмотру? В первую очередь, какие статьи конституции 1993 года имеет смысл вернуть в главный документ страны?

К.Б.:
Вообще-то, я не сторонник частых внесений изменений в конституцию. Гарантом стабильности развития экономики, политики тоже является одновременно стабильность самого основного закона. Когда основной закон подвергается ежегодному или же в течение двух-трех лет постоянно вносятся какие-то изменения в него – это тоже откладывает свой отпечаток на политическую ситуацию в стране и на экономику. То есть, я хочу подчеркнуть, что я, например, не сторонник частого внесения изменений в основной закон. Другие законодательные акты – это можно, экономика меняется, налоги, ставки, акцизы и так далее. А что касается конкретных статей, это можно долго говорить, но основное, я считаю, что все-таки не подлежит изменению, это то, что структура государственной власти состоит из трех ветвей – законодательной, исполнительной и судебной. Президент, как гарант конституции, должен обеспечить баланс этих ветвей власти и обеспечить выполнение основного закона. Это, я считаю, незыблемо, оно не должно меняться в ближайшее время, и сам государственный строй у нас, те полномочия, которые имеет правительство, те полномочия, которые имеет парламент – это, я считаю, нормальные полномочия. Одно время было – до внесения новой конституции… изменений – был какой-то перекос в сторону исполнительной ветви власти, и у президента было очень много полномочий. Но те изменения, которые были внесены и сейчас действуют, баланс есть, и у правительства, и у парламента. То есть, я считаю, есть сейчас оптимальный вариант, и с этой конституцией можно работать.

И.О.:
Скажите, пожалуйста, каковы основные положения вашей программы, с которой вы будете баллотироваться на президентских выборах?

К.Б.:
Ну, если в двух словах, то я бы так сказал: каждому кыргыстанцу – достойную жизнь. То есть, чтобы люди, которые хотят учиться, имели доступ к образованию. Имеется ввиду и общая образовательная школа, и высшие учебные заведения. И чтобы люди, которые хотят работать, имели возможность работать. К сожалению, сегодня у нас это не выполняется. Есть много молодежи, которая могла бы учиться и хочет учиться, но не может, потому что не может обеспечить плату за обучение. Есть у нас одна из больших проблем, серьезных проблем – это безработица, очень высокий уровень безработицы. Официальные данные, конечно, я считаю, занижены. На самом деле реальный уровень безработицы очень высокий. Села, поселки – стоит только выехать, за исключением наших центров областных, республиканских, таких как Бишкек, Ошта, Лаба, в городах, худо-бедно, сфера обслуживания работает, транспорт, другие области обслуживания, что-то люди делают, рынки работают и так далее. А в остальных регионах – проблема безработицы. Наше правительство намерено прежде всего серьезное внимание уделить реальному сектору экономики. Я, как человек, вышедший из производства, буду делать все, для того чтобы конкретно работала экономика, реальный сектор – то есть, новое производство, новые рабочие места, на это будем направлять все наши усилия.

И.О.:
А что конкретно в этом отношении может сделать правительство, можете ли сделать крупные вливания в экономику страны?

К.Б.:
Я не буду далеко ходить – только что, сегодняшний пример: сегодня у меня на приеме был генеральный директор «СЭС Бишкек» с автором проекта. Очень крупный проект, на территории «СЭС Бишкек» будет строиться завод, в течение года он должен быть построен и пущен в эксплуатацию. Завод по выпуску лекарств. Он соответствует самым высоким мировым стандартам, он соответствует стандартам Соединенных Штатов Америки, кстати говоря. Самая высокая технология, около 4000 рабочих мест. Это же громадный завод – только на строительно-монтажные работы порядка 280, около 300 миллионов долларов потребуется только на строительно-монтажные работы. То есть, это очень крупное предприятие, которое хочет работать на территории Кыргыстана. Вот такие проекты, я, как премьер-министр, буду поддерживать, и правительство будет оказывать всяческую поддержку всем тем инвесторам, кто хочет вложить свои средства конкретно в производство.

И.О.:
В вашем народе очень много говорят о злоупотреблениях Аскара Акаева и его семьи, включая и грабительскую деятельность. Вы думаете о том, чтобы начать расследования финансовой и другой деятельности семьи?

К.Б.:
Такие вопросы есть. Они поднимаются, и я думаю, что сейчас будет мною подписанное распоряжение. Сейчас мы создаем комиссию – персональный состав ее сейчас уточняется – по расследованию событий, которые произошли 24 марта. Это первое. Второе, по всем объектам, среди народа ходит молва: такие объекты принадлежат тем то, детям и так далее. По каждому объекту рассматривается вопрос отдельно. Я не сторонник ре-приватизации. То есть, процесс приватизации, в основном завершен, он и продолжается, но те объекты, которые были приватизированы с грубейшими нарушениями закона, повидимому будут пересмотрены, а те объекты, которые были приватизированы в соответствии с законом, или те объекты, которые были построены за собственные средства – их нет смысла пересматривать. Но там, где есть грубые нарушения, объекты будут пересматриваться.

И.О.:
Можно сказать, что ваше правительство делает ставку на борьбу с коррупцией и прозрачность?

К.Б.:
Да, прежде всего борьба с коррупцией, борьба с безработицей и борьба за справедливость.