Нарушения прав человека в Чечне

В понедельник в Страсбурге был обнародован доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch под названием «Хуже войны: насильственные исчезновения в Чечне – преступление против человечества». По просьбе Русской службы «Голоса Америки» доклад комментирует заместитель директора московского представительства Human Rights Watch Александр Петров.

Инна Озовская: В вашем докладе говорится, что исчезновения людей в Чечне, осуществляемые государственными силовыми структурами, достигли таких масштабов, что их можно назвать преступлениями против человечества. Согласитесь, это очень серьезное обвинение. Чем вы его мотивируете?

Александр Петров: Это обвинение основано на результатах нашей работы в Чечне на протяжении нескольких лет. Масштаб похищений достиг совершенно немыслимых размеров. По разным источникам, только в течении 2004 года было похищено от 500 до 1 500 человек. Количество дел, возбужденных прокуратурой, превысило две тысячи. По оценкам местных правозащитных групп, число похищенных людей за все время войны в Чечне достигает от 3 до 5 тысяч человек.

При этом прокуратура неспособна или не желает доводить эти дела до их логического конца. За все это время ни один человек не был предан суду и осужден за такого рода преступления. Все это вместе – масштаб преступлений, полное осознание властями этого явления и их нежелание что-либо сделать для его прекращения – и привело нас к выводу, что исчезновения людей в Чечне являются преступлением против человечества.

И.О.: Международное право признает насильственные исчезновения преступлением против человечества, если такая практика носит массовый и систематический характер. Тем не менее на встрече президента России Путина с лидерами Франции, Германии и Испании тема конфликта в Чечне вообще не затрагивалась. Более того, Евросоюз принял решение ничего не предпринимать по Чечне на текущей сессии Комиссии ООН по правам человека. Чем вы объясняете бездействие ЕС?

А.П.: Я считаю, что это результат той политики, которую Европа проводила в отношении России все эти годы. В основе отношений с РФ лежит попустительство и нежелание замечать преступления, которые происходят в Чечне.

И.О.: Human Rights Watch настоятельно призывает Россию направить приглашения на посещение Чечни ключевым тематическим механизмам ООН, в особенности Рабочей группе по насильственным и недобровольным исчезновениям и спецдокладчику по пыткам. Правозащитная организация призвала стран-членов ООН также добиваться этого от России. Но в 2000 и 2001 годах Комиссия ООН по правам человека уже принимала резолюции с призывом к России прекратить нарушения, обеспечить запуск реального механизма ответственности и пригласить в регион профильные мониторинговые механизмы. Однако Россия игнорировала эти резолюции и не выполнила многие предложенные в них рекомендации. Почему в таком случае вы считаете, что ваш новый призыв будет услышан и принят к исполнению?

А.П.: К сожалению, у нас нет никаких оснований допускать, что позиция США и Евросоюза по этому вопросу изменится. Как вы правильно заметили, текст резолюции по Чечне не был даже предложен к голосованию на комиссии. С нашей стороны это жест отчаяния, поскольку не замечать преступления, происходящие в таком широком масштабе, просто невозможно.

И.О.: Многие специалисты считают, что после убийства Масхадова шансы на мирное урегулирование чеченского конфликта свелись к нулю и резко возросла вероятность новых и сильных терактов со стороны чеченцев. Существуют ли, с вашей точки зрения, какие-либо механизмы, способные разорвать этот порочный круг насилия?

А.П.: К сожалению после смерти Масхадова движение боевиков будет сильно фрагментировано, и я боюсь, что война перейдет в следующую, еще более серьезную стадию, когда неконтролируемые группы бандитов, сепаратистов (называйте их как угодно) будут воевать со столь же неконтролируемыми группами, которые номинально подчиняются Кадырову.

И.О.: В таком случае выхода из ситуации просто нет?

А.П.: Выход из ситуации один: продолжать и дальше настаивать на том, чтобы российское правительство выполнило свои международные обязательства и допустило в Чечню наблюдателей и спецдокладчиков, и на этой здоровой основе, может быть, удастся что-то сделать. В противном случае страны Евросоюза и США обязаны предпринять решительные демарши в отношении российского правительства.