Приговор Уилану: тайный процесс и стратегия обмена

От «политического театра» до «насмешки над правосудием» – в подобных терминах американские политики и дипломаты отреагировали на приговор Полу Уилану в виде 16 лет колонии строгого режима по статье «шпионаж». В заявлении госсекретаря Майка Помпео говорилось, что Соединенные Штаты возмущены решением осудить Пола Уилана после «тайного процесса с уликами, которые держались в тайне, и без должных возможностей для свидетелей защиты».

Американские политологи практически не сомневаются в том, что преследование Уилана – политическое, и цель российских властей – обмен заключенными с США.

«На правительственном уровне это мне напоминает советские времена – почему бы не арестовать американца, чтобы получить своих людей обратно через какую-то сделку. На личностном уровне я очень сочувствую Уилану, потому что это человек, который не знает русского языка и не привык к советско-российскому быту», – говорит эксперт Техасского университета по вопросам национальной безопасности Марк Помар.

Помар ранее руководил Американо-российским фондом (USRF). В 2015 году Помару был закрыт въезд на территорию Россию, а организация внесена в список «нежелательных организаций» как угрожающая национальной безопасности России.

«Я думаю, в России видели Уилана как удобную мишень для этого и, к сожалению, этот человек будет сидеть определенное время до тех пор, пока американские власти не найдут способ вытащить его оттуда», – говорит публицист Дэвид Саттер, старший эксперт Гудзоновского института в Вашингтоне.

В январе 2014 года Саттеру – на тот момент американскому журналисту и консультанту «Радио Свобода», автору книг о России и Владимире Путине – отказали в российской визе, что стало первым случаем запрета на въезд со времен Холодной войны в отношении представителей прессы США.

«Так или иначе, у него [Уилана] была не очень объяснимая любовь к России. Возможно, были какие-то экономические интересы, но все же выглядит довольно нестандартно, что человек с его специализацией постоянно ездил в Россию. Обычно это делают люди, которые пишут о России, имеют связь с русской культурой или семейные связи. В любом случае, они искали кого-то, кого могли бы использовать в этой ситуации», – объясняет Дэвид Саттер.

Уилан, которому в марте исполнилось 50 лет, действительно нередко посещал Россию, объясняя это своей любовью к русской культуре. Помимо гражданства США, у него есть также гражданства Канады, Великобритании и Ирландии. С 1994 по 2008 годы Уилан служил в Корпусе морской пехоты США, дважды побывав в Ираке. В звании старшего сержанта он был уволен после решения военного суда по нескольким эпизодам, связанным с хищением имущества – как говорилось в документах Пентагона, полученных газетой «Вашингтон Пост».

До задержания в России, Пол Уилан проживал в городе Нови, штат Мичиган, и был директором по безопасности компании BorgWarner, производящей детали для автомобилей. Его брат позднее рассказывал, что после ареста в Москве компания сократила Уилана. 22 декабря 2018 года Уилан прибыл в российскую столицу на свадьбу друга и спустя 6 дней был задержан в гостинице «Метрополь» по обвинению в шпионаже. Произошло это после того, как Уилан получил от своего знакомого флешку якобы со сведениями, составляющими государственную тайну, включая список сотрудников одного из засекреченных российских ведомств. Как утверждал сам Уилан, он считал, что на носителе были фотографии с его предыдущих поездок в Россию, но ознакомиться с содержимым не успел, и он полагает, что его подставил сотрудник ФСБ, с которым он был знаком около 10 лет.

«Его, может быть, и выбрали как раз потому, что у него разные гражданства, он кажется подозрительным, или потому, что просто наивный, доверчивый человек, – говорит Марк Помар. – И в России, и в Америке фамилии Бут и Ярошенко – самые очевидные личности, на которых хотят обменять Уилана, и, скорее всего, это произойдет. Есть и большой политический аспект, если до выборов [президента США] Трамп и Путин договорятся об обмене. В конце сентября-начале октября, когда Трампу нужно как-то проявить себя на мировой сцене и для своих избирателей это был бы, скажем, момент победы для него, потому что он вернул бы американца обратно в страну, лично договорившись с Путиным о том, как это сделать».

Виктор Бут был осужден в США на 25 лет за международную торговлю оружием, а летчик Константин Ярошенко был приговорен к 20 годам тюрьмы за контрабанду наркотиков в крупных размерах. Сразу после приговора Уилану, заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил агентству РИА Новости, что Москва не раз предлагала Вашингтону варианты обмена граждан двух стран. Цитата: «Мы этой позиции по-прежнему придерживаемся». Однако уже на следующий день тот же Рябков опроверг информацию о каких-либо переговорах между Москвой и Вашингтоном по поводу обмена Уилана: «Вопрос об обмене стоит в другой плоскости. Господин Уилан в подобного рода схемах и разменах не обсуждается».

«Для меня очевидно, что это просто часть торга, потому что они хотят получить обратно, наверное, Виктора Бута, – говорит Дэвид Саттер, – Но, учитывая преступления, совершенные этими людьми [Бутом и Ярошенко], по сравнению с тем, что инкриминируют Уилану, это был бы очень неравный обмен. И вообще Трамп и его администрация должны хорошо подумать, хотят ли они тем самым подтвердить пользу от захвата заложников и идти на подобную сделку».

Рассуждая об иных инструментах давления на Кремль в ситуации с Уиланом, Саттер отмечает также возможность «прикрыть все дискуссии о воссоединении России к G8» или новые санкции по «закону Магнитского» в отношении нарушителей прав человека. По мнению эксперта, для Вашингтона контрпродуктивно подчеркивать все время свое желание улучшить отношения с Москвой.

«Это они должны хотеть улучшения отношений и, наоборот, они должны знать, что Соединенные Штаты будут действовать решительно в ответ на такое беззаконие, несмотря на отношения, и что российская сторона будет платить за это определенную цену», – подытоживает Саттер.

«Россия сейчас как раз по политическим причинам играет на антиамериканские темы, – добавляет Марк Помар. – По разным политическим соображениям это считается выгодным для Путина, поэтому перемена в отношениях не произойдет, пока эта политика не изменится. Пока я никаких изменений не вижу и, слушая или смотря иногда российские СМИ, я удивляюсь тому, насколько антиамериканизм возрастает и ухудшается».

В заявлении Дэвида Уилана, брата осужденного американца, после приговора говорится, что семья Уилана не призывает власти США к обмену, не зная точно, насколько вообще возможен обмен виновных в серьезных правонарушениях граждан на Пола Уилана, который, как они убеждены, абсолютно невиновен: «Дипломатия с использованием заложников только добавляет желания преступным режимам брать еще больше заложников».

До вступления приговора в силу, Пол Уилан останется в СИЗО «Лефортово». Время пребывания в следственном изоляторе было учтено судьей в сроке наказания и, если никаких изменений не произойдет после того, как приговор будет оспорен (на это у стороны защиты есть 2 недели), Полу Уилану предстоит провести в российской колонии строгого режима более 14 лет.

Полностью выпуск программы «Дискуссия VOA» с участием Дэвида Саттера и Марка Помара вы можете увидеть по этой ссылке: