Роман Доброхотов: Путин врал на весь мир, когда говорил, что это гражданские люди

Роман Доброхотов

Роман Доброхотов

По данным независимых расследователей, оба фигуранта дела Скрипалей получали «Золотую Звезду» Героя России из рук президента России

МОСКВА – Второй фигурант дела Скрипалей, приезжавший в Великобританию под именем Александр Петров, на деле оказался Александром Мишкиным и так же, как «Боширов» –Чепига получил высшую воинскую награду России из рук президента Путина за операцию в Украине в 2014 году. Об этом Русской службе «Голоса Америки» сообщил шеф-редактор интернет-издания Insider Роман Доброхотов, издание которого проводит совместное с Bellingcat расследование этой истории.

Кроме того, по свидетельству шеф-редактора Insider, подозреваемые в отравлении Сергея Скрипаля и его дочери вместе с «Золотой Звездой» Героя России получили элитное жилье в Москве. О прочих деталях расследования преступления в Солсбери, его взаимосвязи с других провальными «спецоперациями» Москвы и возможными их последствиями для России – в эксклюзивном интервью с Романом Доброхотовым.

Виктор Васильев: Вы работаете совместно с Bellingcat или параллельно, и что самое интересное вам удалось выявить?

Роман Доброхотов: Это наша совместная работа.А обнаружили мы, что оба фигуранта дела Скрипалей получили высшую награду, а именно звезду Героя России, из рук Владимира Путина. Мы съездили в родную деревню Мишкина-Петрова, где нашли людей, которые засвидетельствовали, что лично видели фотографию, где Путин вручал им награду. Также мы узнали, что оба «героя» осенью 2014 года получили в Москве довольно дорогие квартиры. Это тоже традиционная практика Кремля – решать жилищный вопрос тех, кто получает Звезду Героя. Подтвержден факт, что государство наградило их за операцию в Украине. Но что еще важнее – раз Путин вручал эту награду лично, значит, он отлично знал, что это сотрудники ГРУ. Поэтому он врал на весь мир, когда говорил, что это люди гражданские и ни в чем таком не могли быть замешаны.

В.В.: В последнее время основные разоблачительные факты по делу Скрипалей идут от СМИ, а не от Скотланд-Ярда. Насколько это нормально?

Р.Д.: Это новый тренд, который, в принципе, идет уже, по крайней мере, несколько последних лет. То же самое было по нашему совместному расследованию (с Bellingcat) по сбитому в небе над Украиной малазийскому «Боингу», когда мы многие факты раскрывали значительно раньше, чем это делала официальная следовательская группа. Похожая тенденция была и в связи с многими другим расследованиям. Скажем, когда Insider отыскал группу хакеров из ГРУ, это случилось за год до того, как (спецпрокурор США) Мюллер выдвинул им обвинения. Думаю, это вполне нормальная практика для современного мира. Потому что у МИ-6, ФБР, ЦРУ и так далее есть свои процедуры. Это бюрократизированные организации. Журналисты намного более пластичны, реагируют на события быстрее, и у них нет никаких ограничений, им, в конце концов, не надо ждать приказа сверху. Мы может выкладывать информацию сразу после того как ее получили. Собственно, это два разных инструмента, каждый из которых дополняет друг друга. Мы пользуемся немного разными методами, но в итоге получается более достоверный результат.

В.В.: По сообщениям СМИ, в российском минобороны прошло секретное совещание, на котором был устроен разнос Главному управлению Генштаба, читай – ГРУ. Полетят погоны?

Р.Д.: Такие совещания проходят уже не первый год. Сколько раз мы слышали, что они собираются намылить кому-то голову после публикации наших расследований. Но ничего не происходит. Как был полный хаос, так и остается. Вообще, мне кажется, что глупо говорить о каком-то разборе полета, когда сотни, а может, и тысячи сотрудников ГРУ просто засвечены, потому что их имена, их паспортные данные легко доступны в практически открытых базах – той же базе ГИБДД. По сути, эту организацию надо расформировать.

В.В.: Сейчас много говорят о непрофессионализме диверсантов-отравителей и их кураторов, но гораздо меньше о том, что киллеры и хакеры в погонах стали привычным инструментом внешней политики России. Не это ли самое показательное и плохое в этих историях?

Р.Д.: Это типичная реакция для России, потому что у нас хорошо знали, что государство использует хакеров и киллеров в своих целях. У меня, например, никогда не было никаких сомнений в том, что наше государство причастно к этим операциям. А вот для Запада, конечно, важно, что появились документальные тому доказательства. Это будет иметь далеко идущие политические последствия. Нынешние санкции еще могут показаться цветочками по сравнения с теми, которые в перспективе могут ввести против Москвы по совокупности ее деяний.

В.В.: Что, по-вашему, движет сейчас президентом Путиным?

Р.Д.: Думаю, что у него нет далеко идущей стратегии. Он тактик, который реагирует только на события, не предвосхищая их, а уже постфактум. Так обычно действуют, если мы возьмем биологическую аналогию, самые примитивные существа. Всякие микробы могут существовать миллиарды лет именно потому, что им гораздо проще приспосабливаться, адаптироваться к реальности. Поэтому я бы не стал пытаться сравнивать Путина с Макиавелли. Мне кажется, у него есть две-три основные парадигмы, которым он следует. И он до той ошибки с повышением пенсионного возраста все проходил довольно успешно. Сейчас, конечно, у него большие проблемы с рейтингом. Но опять же они возникли не из-за систематического нарушения прав человека или резонансных убийств, а потому что он обидел людей предпенсионного возраста – свой основной электорат, и это для него гораздо опаснее, чем любые санкции и все остальное вместе взятое.

В.В.: Несмотря на убийственные факты, министр Сергей Лавров назвал поездку хакеров в погонах в Нидерланды «рутинной». Как вам такой пассаж?

Р.Д.: Да, это забавный и саморазоблачительный комментарий. Оказывается, сотрудники ГРУ совершают рутинную поездку с хакерским оборудованием и при этом оказываются у штаб-квартиры Организации по защите от химического оружия, а затем зачем-то собирается в Швейцарию, где в местной лаборатории исследовали «Новичок». Ничего себе у наших дипломатов рутинные поездки! Если у всех российских дипломатов поездки столь же рутинные, то скоро их повыгоняют из всех стран.

В.В.: А о чем говорит выбор объектов для российских кибератак?

Р.Д.: К сожалению, получается, что Россия таким образом расписалась в том, что имела на государственном уровне отношение и к применению химоружия в Сирии, и к допингу на Олимпийских играх в Сочи. Иначе, почему вы, ребята, пытаетесь взламывать сервера этих организаций, привлекая к этому ГРУшников? Если вы не виноваты, зачемтак беспокоитесь и стараетесь? По сути, это та самая классическая ситуация, когда на воре шапка горит.