Мэтью Олсен: Угроза на Ближнем Востоке изменилась географически и тактически

Бывший директор Национального контртеррористического центра Мэтью Олсен

В Вашингтоне прошел форум «Войны исламского мира: Америка – участник или наблюдатель?»

Перспектива заключения ядерного соглашения с Ираном, обеспокоенность по этому поводу Израиля, растущая операционная и информационная мощность ИГИЛ, а также роль США в регионе, которую многие оценили как «недостаточную», стали предметом обсуждения в ходе представительного форума, организованного в Вашингтоне Фондом поддержки демократии (Foundation for Defense of Democracies).

Своим видением ситуации поделились целый ряд бывших высокопоставленных государственных чиновников, каждый из которых выразил глубокую обеспокоенность сложившейся ситуацией.

Бывшая заместитель министра обороны США Мишель Флорной (Michele Flournoy) подчеркнула, что, на ее взгляд, американское руководство «должно быть в большей степени включено» в формирование политики и стратегий в отношении Ближнего Востока.

«И речь здесь идет не только о военных, но и об экономических и дипломатических средствах, которые стоит извлечь из арсенала нашим политикам», – подчеркнула Флорной.

Экс-помощник министра обороны Мэри Бет Лонг (Mary Beth Long), которая занимала этот пост при президенте Джордже Буше-мл., поддержала нередко звучащий в Вашингтоне тезис о «лидерстве из тыла».

«Ближний Восток в последние годы был местом, где мы зачастую становились худшим врагом самим себе, – подчеркивает она. – Мы преуспели в лидерстве из тыла... Что нам действительно нужно – это реально быть в регионе и иметь относительно этого ясно обозначенную стратегию. Это решение должно быть сделано на политическом уровне. Пока мы в этом не преуспели".

Бывший директор Национального контртеррористического центра Мэтью Олсен (Matthew Olsen) – он занимал этот пост при нынешней вашингтонской администрации – в свою очередь, выражает обеспокоенность изменившимся, по его словам, уровнем угрозы на Ближнем Востоке.

«Эта угроза стала носить значительно более комплексный характер, – подчеркивает он. – Если несколько лет назад в этом контексте мы говорили бы только об “Аль-Кайде”, сейчас мы ведем речь о разветвленной сети и неизмеримо расширившейся географии. Изменение угрозы характеризуется также сменой тактик».

В контексте изменения характера угрозы, экс-советник президента США Джорджа Буша-мл. по вопросам внутренней безопасности Фрэн Таунсенд (Fran Townsend) подчеркивает, что «и у Израиля, и у арабских представителей стран Персидского залива есть общее понимание угрозы» в этом контексте.

«ИГИЛ сегодня представляет угрозу очень изощренного характера, – подчеркивает Таунсенд. – Они развили необыкновенные пропагандистские возможности и стали, если можно так выразиться, шумным игроком. Они – альтернатива для разочарованных “Аль-Кайдой”. В последнее время я даже слышу сравнения такого характера: “Посмотрите на ИГИЛ: “Аль-Кайда”, в сравнении с ними, выглядит значительно менее грозной”».

«Комплекс этих проблем и наше к ним отношение – комбинация, с которой особенно тяжело оказывается иметь дело нашим партнерам и союзникам, – развивает тему Мэри Бет Лонг. – Мы в последнее время были ужасно непоследовательными, не заслуживающими доверия партнерами. Уровень доверия к США сейчас находится на самом дне, если анализировать последние годы. Нам просто необходима четко обозначенная стратегия... Страны не могут быть нашими партнерами, не понимая, к чему мы стремимся».

Солидарность с мнением экс-помощника министра обороны выражает и председатель подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки Палаты представителей Конгресса США Илеана Рос-Летинен. Посленедавнего визита на Ближний Восток союзники США «находятся а легком замешательстве и недоумении по поводу нынешней позиции Штатов».

«В течение долгого времени при нашей нынешней администрации Америка занимала позицию стороннего наблюдателя, – подчеркивает Рос-Летинен. – Наши союзники это отметили и теперь задаются вопросом, какой реально является наша позиция».

«Мы не должны так уходить с международной арены», – добавила она.

Рассуждая о перспективах рамочного соглашения с Ираном, Илеана Рос-Летинен подчеркнула, что «с нарастающей силой» ее тревожат перспективы таких отношений с Ираном.

«Одна из главных проблем, беспокоящих меня, состоит сейчас в том, что снятие санкций в отношении Ирана, откроет шлюзы и огромные денежные суммы начнут поступать в страну, говорит она. – Как мы можем гарантировать то, что деньги, которые предоставляются в распоряжение Ирану, не пойдут на поддержку террористов?».

Коллега Летинен, конгрессмен Тед Дойч (Ted Deutch) разделяет обеспокоенность перспективой «размораживания» активов.

«Из тех сумм, которые сегодня заморожены, очень немного понадобится на то, чтобы дестабилизировать регион, – подчеркивает законодатель. – Тем более, что деньги им начали поступать уже с ноября 2013 года, когда было достигнуто временное соглашение».

По мнению Дойча, в случае, если сделка будет заключена на условиях, позволяющих Ирану не раскрывать своих намерений в сфере военного использования ядерной программы, «относиться к подобного рода соглашению серьезно будет невозможно».

«Я считаю при этом, что положения соглашения Иран соблюдать все-таки будет, – вступает в дискуссию Илеана Рос-Летинен. – Мы настолько понизили стандарты, что с их стороны будет просто глупо от этого отклоняться».

Она, в то же время, обращает внимание на «готовность администрации закрывать глаза на целый ряд нарушений в этом контексте».

«Решение России поставлять Ирану установки С-300 явно очевидно является нарушением, но администрация этого признавать не хочет, – подчеркивает она. – У нас повсеместно присутствуют двойные стандарты. Нам нужно быть честными в том, что касается этих договоренностей. А чем больше мы узнаем об этой сделке, тем больше беспокойства она вызывает».

Летинен и Дойч при этом высказались за активную роль Конгресса в том, что касается обсуждения и возможного подписания в перспективе договоренности с Ираном.

Напомним, что накануне Комитет Сената по иностранным делам единогласно утвердил законопроект, согласно которому любое окончательное соглашение с Ираном по ядерной программе этой страны подлежит ратификации Конгрессом, а президент Обама пообещал подписать этот законопроект.

В среду президент Ирана Роухани заявил, что его страна ведет переговоры об окончательном ядерном соглашении с шестью странами-посредниками, а не с американскими конгрессменами.