Толоконникова не выходит на связь, а ее мужа обвиняют в распространении ложных сведений

Надежда Толоконникова

Конфликт вокруг ситуации в колонии №14 дошел до СПЧ и ООН
Осужденная на два года колонии общего режима участница панк-группы Pussy Riot Надежда Толоконникова помещена в стационар из-за критического состояния здоровья. Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на председателя Общественной наблюдательной комиссии Мордовии Геннадия Морозова, врачи провели медицинское обследование Толоконниковой и предписали ей внутривенные вливания. Тем не менее, Толоконникова не собирается прекращать объявленную восемь дней назад голодовку и питается одной лишь водой. Ранее ее перевели из изолятора в тюремный лазарет. Однако затем – в связи с ухудшившимся состоянием здоровья – Толоконникову было решено перевезти в медицинское учреждение, находящееся в 20 километрах от колонии, где девушке смогут оказать более серьезную медицинскую помощь.

Все эти сведения, как рассказал «Голосу Америки» председатель межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков, удалось получить только через представителей тюремной администрации: сама Толоконникова уже четыре дня не выходит на связь. «Никому не удалось связаться с ней с 19:30 26 сентября до настоящего времени, – сообщил Чиков, – поэтому достоверной информации никакой нет, а к представителям тюремной администрации – нет доверия». Поэтому, по словам правозащитника, состояние здоровья активистки может быть куда хуже, чем сообщают «ее тюремщики».

Того же мнения придерживается и муж Толоконниковой – активист арт-группы «Война» Петр Верзилов, в своем в микроблоге заявивший, что сомневается в достоверности сообщений тюремной администрации. «Насколько ужасно состояние человека, неспособного подойти к телефону?» – так Верзилов сформулировал вопрос в Твиттере.

Активисты опасаются худшего

После сообщений Чикова и Верзилова сторонники Толоконниковой начали обмениваться самыми различными догадками о том, что может означать ее молчание. Оксана Хрипун предположила в своем ЖЖ, что активистку из Pussy Riot либо «обкалывают психотропными препаратами», либо что Толоконникова умерла, и теперь местная администрация «покажет запись, а потом предъявят тело, свалив на суицид».

Павел Чиков в комментарии для «Голоса Америки» отверг летальный вариант как несостоятельный, однако отметил, что состояние активистки, должно быть, «хуже, чем в официальных отчетах». «Первое: основанием для перевода ее из безопасного места в медсанчасть 14-ой колонии послужило то, что ее состояние резко ухудшилось, дословно, сотрудник медсанчасти сказал Верзилову, что у нее ужасное состояние здоровья, – сказал Чиков. – Второе: ее вчера перевели в стационар тюремной больницы, который находится в 20 километрах от колонии, это другое учреждение, и основанием было состояние ее здоровья». Вывод Павла Чикова: по сравнению с состоянием активистки 26 и 27 сентября, к воскресенью ей стало еще хуже, из-за чего и потребовалась госпитализация.

Об этом же, по мнению правозащитника, свидетельствуют и прописанные Толоконниковой внутривенные вливания. «Поскольку она голодала, что является ее законным правом, то возможность медицинского вмешательства в виде принудительного кормления закон в этом случае строго регламентирует: оно применяется только в том случае, если опасность угрожает жизни осужденного и только по медицинским показаниям, – пояснил Чиков. – Из этого мы делаем вывод, что в настоящее время жизни Толоконниковой грозит опасность, и врачи предпринимают какие-то экстренные меры».

ООН подключится к делу Pussy Riot?

Тем временем защита голодающей Надежды Толоконниковой не бездействует: пока у здания мордовской колонии №14 проходят пикеты в защиту активистки, ее адвокаты пытаются подать жалобу на руководство исправительного учреждения. Как сообщается на сайте ассоциации «Агора», адвокат Дмитрий Динзе уже направил соответствующее ходатайство руководителю СК РФ по Мордовии Михаилу Назарову и главе СК РФ Александру Бастрыкину. К обращению, по словам Чикова, приложены две видеозаписи, подтверждающие «тотальное нарушение прав и свобод осужденных в колонии № 14». Как утверждает адвокат Динзе, труд осужденных в колонии нельзя назвать «иначе как рабским – с минимальной оплатой, а в некоторых случаях вообще без нее». Дальнейшая судьба обращения пока неизвестна.

Одновременно с инициативой Динзе другой адвокат Толоконниковой – Сергей Голубок – обратился с ходатайством к Гюльнаре Шахинян – спецдокладчику ООН по вопросам о современных формах рабства, указывая, как и его коллега, на нечеловеческие, по его словам, условия труда заключенных в колонии. По информации «Агоры», Шахинян заинтересовалась делом Толоконниковой и намерена в ближайшее время им заняться.

Конфликт в СПЧ из-за Толоконниковой

Дело Pussy Riot, около года назад расколовшее общество, и сегодня остается «яблоком раздора». На этот раз конфликт из-за него начался в президентском Совете по правам человека.

Как рассказал «Голосу Америки» Павел Чиков, один из членов совета – бывший старший следователь по особо важным делам Евгений Мысловский – обратился к совету с письмом, в котором говорится об умышленном распространении Чиковым и Ильей Шаблинским (еще одним членом СПЧ) ложной информации о правонарушениях в исправительной колонии, в которой содержится Надежда Толоконникова. Кроме того, Мысловский подвергает сомнению право Павла Чикова высказываться по данному делу, поскольку он является мужем Ирины Хруновой – адвоката Толоконниковой. «История с письмом Толоконниковой — это чистой воды провокация, – утверждает Мысловский. – Девчонку подбили неизвестно на что, подставили ради своекорыстных интересов. Речь не о том, что есть какие-то нарушения. Это есть во всех колониях. Я говорю о действиях адвокатов».

По словам Павла Чикова, эти обвинения несостоятельны. «Я ни с кем в СПЧ не конфликтую и надеюсь, что мне и не придется, – пояснил глава ассоциации «Агора». – Поэтому мне смешны обвинения Мысловского в том, что я якобы спровоцировал эту ситуацию, и что вместе с Верзиловым и с Ириной Хруновой мы придумали эту историю и управляем Толоконниковой какими-то неведомыми способами». Чиков подчеркивает: Мысловский убежден, что член СПЧ Илья Шаблинский «действует совершенно несамостоятельно» и «выполняет какие-то поручения», исходящие от Чикова. «Да и вообще мы образуем мировое правительство», – пошутил Павел Чиков.

Илья Шаблинский – член СПЧ и профессор Высшей школы экономики – в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» выразил надежду, что Евгений Мысловский «скорректирует свою позицию». «Сам он согласен со многими выводами моего доклада о поездке в Мордовию, – сказал Шаблинский. – Наши разногласия не так уже велики, а главную роль сыграло эмоциональное отношение Евгения Николаевича к Петру Верзилову, к группе «Война», к панк-року». В своей правоте Шаблинский «уверен стопроцентно» – и потому надеется, что «неважным вопросам типа личных отношений Петра (Верзилова – Е.К.) с адвокатами и Мысловского – с панк-роком в дальнейшем не будет придаваться значение.