Линки доступности

Эксперт: власти РФ выясняют, как заблокировать YouTube, не задев другие сервисы Google


Киберадвокат Саркис Дарбинян
Киберадвокат Саркис Дарбинян

В России продолжают наблюдаться проблемы с загрузкой видео на YouTube. С 1 августа пользователи массово жалуются на то, что у них не загружаются ролики или загружаются в низком качестве. Русская служба «Голоса Америки» поговорила с киберадвокатом Саркисом Дарбиняном о причинах замедления и о том, к чему готовиться россиянам.

– Каких масштабов достигло замедление YouTube в России?

– Мы наблюдаем жалобы по всей стране. Они идут от пользователей всех операторов связи. Конечно, не везде одинаковая сейчас скорость, но, тем не менее, ухудшение скорости подключения к видеосерверам YouTube наблюдается повсеместно.

‭– «Медуза» со ссылкой на свои источники сообщала, что всем операторам связи «задали рекомендуемый уровень скорости воспроизведения видео 128 килобит в секунду в домашнем интернете». Что это будет означать для пользователей?

– По сути это предложение посмотреть видео в самом худшем качестве, которое будет еще, скорее всего, иногда прерываться для того, чтобы подгрузить видеокартинку с сервера. То есть для потребления современного человека это уже абсолютно некачественный стандарт видео, и естественно, никто не будет сидеть и ждать, пока это видео подгрузится.

– По вашей оценке, в чем все-таки истинная причина замедления YouTube? В «Ростелекоме» говорили про износ серверов Google. Депутат Александр Хинштейн сначала заявлял, что власти намеренно замедляют платформу, но потом сказал, что все-таки проблемы – на стороне самого видеохостинга. Но в YouTube «Голосу Америки» сообщили, что у них нет никаких технических проблем. Могут ли российские власти стоять за замедлением?


– Версия с оборудованием изначально не выдерживала никакой критики. Конечно, это действительно проблема – то, что Google уже два года не завозит так называемые новые CDN-кэширующие (Content Delivery Network – сети доставки контента) сервера в Россию, и потихоньку они изнашиваются. Естественно, деградация в одночасье, в одну ночь произойти не может. Они бы еще какое-то время работали без каких-либо проблем. И мы все думали, признаются [власти] или нет. Конечно, признались, что это было административное централизованное вмешательство с помощью ТСПУ (технических средств противодействия угрозам) со стороны Роскомнадзора и искусственное сужение каналов трафика для YouTube.

На мой взгляд, это показывает, во-первых, более аккуратное отношение Кремля к блокировкам. В случае с YouTube надо понимать, что это же не просто вероятность какого-то социального серьезного напряжения. Там возникает очень много технических вопросов, и они возникали всегда. Как заблокировать отдельно YouTube, который работает на инфраструктуре Google, и не задеть другие служебные сервисы (почту, облачные сервисы и карты)? И второе – это, конечно, проблема с перегрузкой трансграничных каналов трафика. Если пользователь не может подключиться к ближайшему серверу своего провайдера, чтобы посмотреть YouTube, соответственно, он ищет варианты, в том числе VPN, и если десятки миллионов начинают обращаться к контенту, который находится за пределами России, то это может вывести из строя весь интернет и перегрузить все трансграничные каналы.

Поэтому, мне кажется, здесь была аккуратная политика выбрана для того, чтобы, с одной стороны, замедлять, а с другой – смотреть, как это вообще сказывается на внутреннем потреблении трафика и трансграничных каналах. И с другой стороны, сделать такой толчок к более интенсивному переходу и миграции на отечественные цифровые видео-платформы.

– То есть конечная цель такого тестирования в виде замедления – это понять, можно ли полностью заблокировать YouTube?

– Я допускаю полное ограничение, потому что миллионы просмотров на YouTube [Максима] Каца и других персонажей не сильно удовлетворяют администрацию президента.

– По итогам нескольких недель замедления к каким выводам уже могли прийти власти?

– Сегодня ТАСС опубликовал, что на фоне замедления YouTube люди стали активнее скачивать «VK Видео» и Rutube, но почему-то умолчали, что №1 [в App Store] по скачиванию – это VPN-сервис, что говорит о том, что люди не сильно быстро хотят прощаться с сервисом, к которому они привыкли.

– Будут ли власти более агрессивно блокировать VPN-сервисы в таком случае?

– Да, они это уже делают вовсю, делают это последние полгода. То есть сейчас блокировка происходит не как раньше, по IP-адресам и доменам, а по протоколам. Некоторые протоколы уже в России не работают. На подходе – блокировка протокола Shadowsocks, на основе которого работают многие VPN-провайдеры. В Китае уже научились это делать.

Также создается проблема со стороны Big Tech. Сейчас VPN-сервисы с одной стороны борются с Роскомнадзором, а с другой стороны – с Apple, который только за последний месяц удалил более 20 приложений из российского App Store по требованию Роскомнадзора.

– В связи с тем, что растут скачивания Rutube и «VK Видео», можно ли сделать вывод, что для части россиян эти площадки станут заменой YouTube?

– Я думаю, да, эта стратегия [замедления] работает однозначно, потому что далеко не все могут позволить себе VPN-сервисы. В связи с проблемами Visa и Mastercard купить VPN практически невозможно. Давайте не забывать, что все-таки на политический контент на YouTube приходится 5% просмотров. А все остальное – это бытовые ролики, юмор, видео отечественных создателей контента, который, конечно же, сейчас присутствует на таких площадках, как «VK Видео». А учитывая, что «VK Видео» не соблюдает законы DMCA (Digital Millennium Copyright Act — Закон об авторском праве в цифровую эпоху), который соблюдает YouTube, то там есть еще много других прелестей – от порно до пиратских фильмов, которые, конечно же, тоже привлекают молодежь.

Форум

XS
SM
MD
LG