Линки доступности

«Приказ бомбить Киев был отдан на русском языке, это очень стыдно»


Конференция “Вашингтонский диалог” с участием российской оппозиции - эксклюзивный репортаж “Голоса Америки”

В американской столице прошел двухдневный форум под названием “Вашингтонский диалог” с участием десятков представителей российского гражданского общества - оппозиционных активистов, выступающих против войны в Украине, а также правозащитников, адвокатов и независимых журналистов. Все они вынужденно покинули Россию из-за войны в Украине и политических репрессий внутри страны (некоторые - в статусе “иностранных агентов” или сотрудников якобы “нежелательных” в России организаций), решив продолжить свою деятельность за рубежом. Диалог с россиянами на площадках конференции вели представители ведущих политологических центров США - не под запись для прессы, по заявленному организаторами формату.

Среди гостей мероприятия были и американские законодатели. Конгрессмен-демократ Стив Коэн в интервью Русской службе “Голоса Америки” подчеркнул, что подобное общение, особенно сейчас, в период полномасштабной агрессии России против Украины, носит крайне важный характер.

Стив Коэн
Стив Коэн

“Важно, что они здесь, и чтобы их голоса были услышаны, в том числе людьми на Капитолийском холме и другими лицами, формирующими общественное мнение в нашей стране, - полагает Коэн, который является также специальным представителем ОБСЕ по политическим заключенным. - Для меня было большой честью получить приглашение на встречу со столь уважаемыми людьми, которые ведут борьбу за такое благородное и справедливое дело, как свободная и демократическая Россия. И, конечно, тот факт, что Владимир Кара-Мурза за годы моего пребывания здесь стал моим другом и человеком, которого я очень уважаю, в том числе как политзаключенного. Всякий раз, когда у меня появляется возможность высказаться о Владимире, я делаю это. Был Немцов, был Навальный и есть Владимир Кара-Мурза, и мы должны сделать все возможное, чтобы его не постигла та же участь, потому что и Немцов, и Навальный были убиты в России”.

Евгения Кара-Мурза, жена оппозиционного политика Владимира Кара-Мурзы, осужденного в России на 25 лет, говорит “Голосу Америки” о редкой возможности для многих российских активистов выступить в Вашингтоне и рассказать о своей повседневной деятельности.

Евгения Кара-Мурза
Евгения Кара-Мурза

“Эти люди являются лицами той демократической России, которую мы все хотим видеть, и та работа, которую им удаётся делать, несмотря на все сложности, вызывает восхищение. Она на самом деле очень здорово вдохновляет, потому что часто мы слышим вопросы от западных политиков: “А какая часть российского общества выступает против политики Путина? А что на самом деле можно сделать в условиях тоталитарного государства?” И эти люди своей работой, своим ежедневным трудом показывают, что можно сделать”, - объясняет Евгения Кара-Мурза, которая в качестве директора по адвокации фонда “Свободная Россия” в поездках по разным странам делится подробностями о различных гражданских инициативах и антивоенных группах россиян.

Фонд “Свободная Россия” (Free Russia Foundation), базирующийся в Вашингтоне и имеющий региональный офис в Киеве, был одним из организаторов мероприятия в Вашингтоне. Глава фонда Наталия Арно объясняет Русской службе “Голоса Америки”, что это в каком-то смысле продолжение “Брюссельского диалога”, который был проведен в 2023 году в столице европейской дипломатии при участии депутата Европарламента от Литвы, бывшего премьер-министра страны Андрюса Кубилюса. Тогда, по словам Арно, Европарламент признал антивоенных россиян “движущей силой” и их роль в том, чтобы “остановить войну и сделать демократию в России”.

Наталия Арно
Наталия Арно

“Мы уже многого добились, мы выжили в условиях эмиграции, перезапустились и продолжаем работать, продолжаем бороться с войной, продолжаем бороться с пропагандой, боремся за санкции, помогаем Украине, - продолжает Арно - Сразу после полномасштабного вторжения - эвакуация тысяч и тысяч людей из Украины, из зон боевых действий. И сейчас у нас большой проект, в том числе с правительством Украины и с гражданскими организациями, по поиску военнопленных и гражданских заложников, по поиску детей, по защите [граждан Украины] в российских тюрьмах и адвокации по санкциям именно против тех, кто совершает все эти преступления”.

О пользе взаимодействия российских демократических сил с украинскими говорит в интервью “Голосу Америки” и Дэймон Уилсон, президент Национального фонда в поддержку демократии (NED). Причем, по словам Уилсона, такие отношения в период все еще продолжающейся войны “не стоит навязывать, они будут развиваться естественным образом, посредством сотрудничества в областях, представляющих общий интерес и общие ценности”.

Дэймон Уилсон
Дэймон Уилсон

“Это невероятно сложный вопрос, когда на вашу страну нападают, убивают людей. Эмоции на пределе, и это понятно с точки зрения украинцев по поводу нападения России на их страну. Но правда заключается в том, что невозможно было бы вернуть похищенных из Украины детей без участия и взаимодействия российского гражданского общества. И это помогло вернуть многих украинских детей обратно в Украину благодаря этим российским партнерам. Поэтому я думаю, что по прошествии времени вырабатывается настоящая синергия. Наиболее срочное, что мы можем сделать сейчас, —помочь Украине победить, помочь Украине выиграть эту войну, помочь Украине обрести свое место в альянсе НАТО. Это и есть мирный план – Украина и НАТО, Украина, которая победит. Но, в то же время, мы должны поддерживать тех россиян, которые верят в другую Россию, потому что в конечном итоге путь к обеспечению более прочной среды безопасности в Европе – это свободная Россия”, - убежден Уилсон.

Советник фонда Razom for Ukraine (“Вместе за Украину”), приглашенный эксперт Атлантического совета в Вашингтоне (Atlantic Council) Мелинда Хэринг считает, что такие разговоры с российскими антивоенными активистами “очень деликатны и крайне необходимы”.

“Во-первых, это важно, потому что лучшие из лучших представителей российского гражданского общества разговаривают с американцами и с гражданским обществом с американской стороны. И, я думаю, будут некоторые дискуссии между россиянами и украинскими представителями гражданского общества. Сейчас 2024 год, Рафаэль, и у меня ощущение дежавю. Эта конференция, этот диалог с российским гражданским обществом начался 14 лет назад, и я принимала участие в этом процессе от фонда Евразия. Поэтому меня удивляет, что у нас сейчас много похожих разговоров. Легко относиться предвзято и цинично к возможности перемен в России, но это слишком просто. Россияне - такие же, как мы. Нет такого понятия, как предопределенность. Россияне хотят прекрасной жизни, и они не хотят жить под руководством Владимира Путина. И я вижу энергию, творчество и блеск, которых не было уже много лет, и это действительно впечатляет”, - объясняет Мелинда Хэринг.

По словам эксперта, ответ на вопрос, как именно тот или иной человек противостоит Путину, является личным и во многом связан с персональными обстоятельствами: “Я – американка, но, если бы я была россиянкой, я бы думала о своих родителях - могу ли я позаботиться о своих родителях, будет ли им угрожать режим, если я выскажусь. И такие расчеты должен делать для себя каждый россиянин, который выступает против Путина. При этом россияне, отдадим им должное, проголосовали ногами. Они переехали в Стамбул, переехали в Тбилиси, переехали в Вильнюс”.

Профессор права Елена Лукьянова - ректор Свободного университета, созданного бывшими преподавателями Высшей школы экономики, добавляет, что рано или поздно война закончится, и важно, чтобы в дальнейшем Россия не представляла угрозу не только Европе, но и всему миру.

“Мне кажется, что сегодня, как и во Второй мировой войне, нужно объединить все силы, чтобы эту угрозу нейтрализовать. Это очень важно. В общем, это Вторая мировая, немножко по другим правилам - не бывает аналогий полных в истории. Здесь надо объединять все силы. Очень важно, чтобы нас услышали, чтобы нас поняли, что нас много. Понимаете, приказ бомбить Киев был дан на русском языке. Это очень стыдно. Это очень страшно. Искаженные данные о том, что большинство россиян поддерживают войну, - это неправда. Даже, если только 10%, а это не так - их гораздо больше, то это энное количество миллионов человек. Поэтому сейчас русские кажутся злом. А среди нас много думающих, и мы пытаемся сохранить то, что сделано было за 30 последних лет, и нам очень важно показать эту миру - что мы будем бороться за свою страну, и мы будем”, - обещает Лукьянова.

Бывший посол США в Украине Уильям Тэйлор, вице-президент Института мира США (USIP) по России и Европе, говорит о первостепенной необходимости для властей Соединенных Штатов и европейских правительств поддерживать Украину, “чтобы украинцы были способны остановить россиян”, потому что “главным инструментом, который может остановить путинскую войну, является украинская армия”. Одновременно с этим, полагает Тэйлор, “надо говорить с людьми, которых волнует происходящее в России, которые хотят, чтобы Россия стала нормальной страной, которые хотели бы, чтобы Россия не вторгалась в соседние государства”.

William Taylor
Уильям Тейлор

“Думаю, важно, чтобы россияне, у которых есть видение будущего России, делились своими идеями, сопоставляли их с идеями других людей, которые могут отличаться. Поэтому такой диалог важен. Он продолжится и после этого - неофициально, неформально, с целью, как я уже сказал ранее, именно обмениваться идеями между россиянами, украинцами, американцами, европейцами. И поэтому такие диалоги будут продолжаться”, - считает бывший американский посол.

Уильям Тэйлор подчеркнул также значимость объявленного Белым домом решения предоставить ВСУ право наносить удары американским оружием по объектам на территории России, с которых российские военные атакуют Украину. Российский оппозиционный политик, бывший заместитель министра энергетики Владимир Милов в интервью “Голосу Америки” на полях вашингтонского форума назвал “искусственными” действовавшие ранее ограничения для украинских властей на применение западного оружия, и их снятие означает, что “маятник очень сильно качнулся”.

"Это очень подлое поведение Путина, когда он с безопасного расстояния, прикрываясь такой псевдодипломатической риторикой, что «это моя территория, по ней [бить] нельзя», использует эту недосягаемость, чтобы атаковать Украину со своей территории. Мы видим, что происходило в Харьковской области. Я считаю, что все эти ограничения были изначально искусственными, и то, что их снимают, приблизит окончание войны и то, за что все мы боремся - за то, чтобы Украина отстояла свою свободу и суверенитет и просто право на жизнь, - говорит Милов. - Это, на мой взгляд, в том числе следствие переосмысления. Когда Запад сократил помощь Украине, возникли очень серьезные трудности, и это открыло Путину путь для нового российского наступления, и многих заставило задуматься: «а что же мы делаем-то, есть гораздо больший спектр возможностей, которые мы могли бы использовать, а в итоге мы Украину оставляем в беспомощном состоянии, так нельзя». Я рад, что вот в этом плане мышление начало сдвигаться”.

Участники форума делились также своим мнением о том, как российской оппозиции действовать дальше, учитывая то, что за последнее десятилетие лишилась ярких лидеров, которых признавали и на Западе, - сначала убитого 2015 году в Москве Бориса Немцова, а теперь и Алексея Навального. Соратники Навального по Фонду борьбы с коррупцией убеждены в том, что Навальный, который умер в колонии на Ямале 16 февраля нынешнего года, был убит.

Соавтор Навального и ФБК по ряду громких расследований, журналист-расследователь Христо Грозев поделился в интервью Русской службе “Голоса Америки” последними данными о ходе расследования, которым, по его словам, занимается большая команда журналистов под руководством антикоррупционного фонда Алексея Навального.

"Я думаю, что нет никакого реалистичного объяснения, которое исключает убийство. Убийство по-любому было и, скорее всего, будет даже признание Кремля, но [там] попытаются переложить ответственность на какой-то очень низкий уровень. Но мы же понимаем, что эта система не позволяет такие решения на низком уровне. Особенно тогда, когда репутационная цена будет оплачена самим Кремлем, - объясняет Грозев, на данный момент - редактор и ведущий расследователь издания The Insider. - Расследование идет. Я бы не хотел говорить заранее, но могу добавить, что намного сложнее расследовать это сейчас, потому что не только более опасно находить такие данные, которые мы могли получать ранее, но система и махина дезинформации Кремля специально создает фейковые данные, чтобы журналисты попались на них и пошли не туда. Сам факт, что такие фейки создаются, означает, что системе есть чего бояться, и я уверен, что мы скоро будем знать результаты”.

Американские политологи, в свою очередь, подчеркивают, что сила российского оппозиционного движения на данном этапе может заключаться как раз в его многообразии, и отсутствие одного ярко выраженного лидера не станет помехой.

“Мы скорбим о потере Алексея Навального. Мы скорбим о потере нашего друга Бориса Немцова. Мы опечалены тем, что так много россиян находятся сегодня в заключении – Илья Яшин, Владимир Кара-Мурза и многие другие. Но есть и другие выдающиеся лидеры, которые продолжат участвовать в российском демократическом движении. И мы рады видеть многих из них здесь, с нами, - говорит Дэймон Уилсон из Национального фонда в поддержку демократии, - Не думаю, что нам следует наивно полагать, что силой этого движения является один человек. Есть множество ярких личностей, в том числе прямо сейчас в Вашингтоне, и много других людей, которые остаются в России или находятся в других странах мира. И я думаю, что это в некоторой степени демонстрирует силу и глубину той сети невероятных активистов, которые представляют будущее России”.

На плакате фотография Владимира Кара-Мурзы в заключении.
На плакате фотография Владимира Кара-Мурзы в заключении.

“Путин убил их [Навального и Немцова] намеренно, потому что в этом и заключалась его идея - не иметь единого лидера, который мог бы противостоять его власти в стране, - убежден Педро Пизано, помощник директора Института Маккейна. - Необходимо строить демократические институты, а не думать о том, что ими должен управлять один лидер. Лидеры важны и чрезвычайно важны, и необходимо, чтобы они были честными, убедительными и хорошими политиками. Но, в то же время, мы строим институты, которые могут появиться благодаря таким диссидентам и борцам за свободу, которых мы, несомненно, поддерживаем. Каждый раз, когда я вижу этих людей, я думаю о тех, кто сегодня находится в тюрьме, включая Владимира Кара-Мурзу, Илью Яшина. Они сами более оптимистичны, чем многие”.

Участники “Вашингтонского диалога”, как сообщила “Голосу Америки” президент фонда “Свободная Россия” Наталия Арно, договорились продолжать поддерживать российское гражданское общество и независимые СМИ, а также о продолжении диалога.

  • 16x9 Image

    Рафаэль Сааков

    Ведущий программ "Америка" и "Итоги", автор и ведущий проектов "Неделя" и "Дискуссия VOA". В качестве репортера регулярно работает на президентских выборах в США и инаугурациях, партийных праймериз и дебатах. Журналист Русской службы "Голоса Америки" в Вашингтоне с 2016 года. В международной журналистике – с 2004. Бывший сотрудник московского бюро Би-би-си. Выпускник факультета журналистики МГУ.

Форум

Читайте также

XS
SM
MD
LG