Линки доступности

Россия и «экспорт коррупции»


Transparency International включила РФ в «двадцатку» худших стран по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц

МОСКВА – Россия занесена в группу стран, где хуже всего следуют рекомендациям международной Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию коррупции. Об этом говорится в обнародованном в четверг 20 августа докладе «Экспорт коррупции: оценка исполнения Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц», который подготовили эксперты международной организации Transparency International.

Россия составила компанию тем, кто соблюдает конвенцию минимально или не соблюдает ее вовсе. Всего таких стран двадцать. В их числе – Бельгия, Испания, Бразилия, Япония, Чехия, Польша…

По мнению авторов доклада, эти государства не оказывают «практически никакого давления на коммерческие компании с целью предотвращения актов подкупа иностранных должностных лиц». На долю упомянутой «двадцатки» в совокупности приходится более 20% мирового экспорта.

Конвенцию полностью соблюдает только десятая часть стран-подписантов, констатируют эксперты Transparency International. Исключение составляют лишь четыре страны: Британия, Германия, США и Швейцария, которые в полной мере соответствуют предъявляемым мировым сообществом требованиям по борьбе с коррупцией в конкретном направлении.

В этих странах, по данным исследования, завершено 215 уголовных дел и продолжается расследование по 59 случаям подкупа иностранных должностных лиц.

«Подписав Конвенцию ОЭСР о противодействии коррупции, страны взяли на себя обязательства преследовать компании и граждан, замешанных в международном взяточничестве, однако сейчас это делает лишь половина стран-участниц Конвенции, – говорит председатель Transparency International Хосе Угас. – ОЭСР следует задуматься о введении мер ответственности для тех, кто демонстрирует неуважением к международным соглашениям и нарушает положения Конвенции о противодействии коррупции».

При этом к России пока предъявляются пониженные требования как к стране, относительно недавно присоединившейся к конвенции.

Главный юрист «Transparency International – Россия» и соавтор доклада Денис Примаков главной причиной того, что РФ оказалась в списке худших, считает отсутствие конкретных результатов, которые могли бы подтвердить: да, в стране все-таки что-то делается в данном направлении.

«По итогам 2014 года, который мы исследовали, в России не открыли ни одного уголовного дела (по обозначенной тематике), – добавил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Отсюда несложно придти к выводу, что в стране нет воли и желания у компетентных органов преследовать виновных лиц».

Как представляется Примакову, это происходит, в частности, потому, что представители силовых структур нередко бывают сами причастны к преступным схемам.

«Так было, например, с “делом Даймлер”, в котором оказались замешанными и ФСО (Федеральная служба охраны – В.В.), и чуть ли не администрация президента, не говоря об администрации Уренгоя, – заметил он. – Ясно, что вести расследование фактически против самих себя, задача бесперспективная».

Напомним, в апреле 2010 года Министерство юстиции США обвинило компанию Daimler в подкупе чиновников более чем двадцати стран, включая РФ, с целью получения контрактов на поставку своей продукции. Руководство компании официально признало свою вину. По сообщения СМИ, только в России на дачу взяток «нужным» чиновникам за период с 2000-го по 2005-й годы было потрачено около 5,2 млн евро.

Практически все дела подобного рода в России возникают по инициативе иностранных государств, утверждает юрист «Transparency International – Россия».

«Это либо США, либо Германия (“дело Сименс”), – уточнил он. – В случае с “Даймлер” американская сторона оперативно направила все материалы дела российской стороне. Но только после публичного выступления Дмитрия Медведева (на то время президента РФ – В.В.) здесь начались какие-то подвижки, которые, впрочем, все равно ни к чему пока не привели».

Из российских СМИ известно, что «дело Daimler» передано на рассмотрение военного суда, поскольку один из фигурантов – сотрудник ФСО. Поэтому процесс носит закрытый характер и информация о нем поступает крайне скудная.

Юрист с сожалением отметил пробелы в российской законодательной сфере.

«Не удалось провести весьма актуальный закон по защите заявителя о факте коррупции, – указал он. – Проект изначально был подготовлен Минтрудом, но так и не дошел до Госдумы. Еще один негативный фактор – снижение санкций за нарушения закона в данной сфере». Все это не способствует преследованию коррупционеров, убежден Денис Примаков.

На сегодня к Конвенции ОЭСР присоединилось 41 государство мира.

XS
SM
MD
LG