Линки доступности

Переговоры в Вене: возможно ли сближение позиций США и России?


Гуманитарный аспект сирийского конфликта ушел из поля зрения политиков, говорят правозащитники

В пятницу в Вене состоялись переговоры, которые были анонсированы еще в начале этой недели: главы внешнеполитических ведомств США, России, Саудовской Аравии и Турции собрались для разговора о том, как странам, воюющим с ИГИЛ, скоординировать свои действия. Кроме того, там же Сергей Лавров пообщался с министром иностранных дел Иордании Насером Джодой.

Итоги этих переговоров пока незначительны: Сергей Лавров после встречи с коллегами из США, Саудовской Аравии и Турции заявил, что разногласия по судьбе сирийского лидера Башара Асада сохраняются.

«Есть у наших партнеров одержимость фигурой президента Сирии, но мы подтвердили нашу позицию. Она предельно ясно изложена президентом РФ во время последних выступлений: если делать ставку на смену режима, и особенно зацикливаться на конкретной фигуре, то мы это уже проходили и в Ираке, и в Ливии, и мы знаем, чем это кончилось, а точнее, не кончилось, а продолжается — глубокий кризис в этих странах», — сказал Лавров.

На это глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, выйдя к журналистам, отреагировал следующим образом: «Мы приветствуем и будем участвовать в наращивании усилий по урегулированию ситуации в Сирии на основании женевского коммюнике, которое предполагает создание переходного правительства, в котором нет места Башару Асаду». Саудовский министр также заявил, что его страна продолжит вооружать оппозицию в Сирии.

Сергей Лавров также предложил расширить состав участников переговоров: «Наши дальнейшие контакты мы призвали проводить в таком репрезентативном, представительном формате, что предполагает привлечение целого ряда стран региона, включая, как мы особенно подчеркнули, Иран и Египет». И вот тут, похоже, к российскому министру прислушались: Джон Керри, не ставший вдаваться в детали переговоров после их окончания, как передает агентство «Блумберг», подтвердил, что Ирану может быть предложено присоединиться к переговорам, хотя решение по этому поводу еще не принято.

По оценкам наблюдателей, такой поворот может легитимизировать Иран в качестве участника поисков решения сирийского конфликта, тогда как ранее Запад называл Иран как спонсора и союзника Башара Асада частью проблемы.

Джон Керри сказал журналистам, что переговоры по Сирии в том же или в расширенном составе, с привлечением представителей ближневосточных стран и Евросоюза, могут быть продолжены через неделю, 30 октября.

Александр Гольц: Путин через Сирию возвращает себе общение с Западом

Независимый военный обозреватель Александр Гольц в интервью «Голосу Америки» выразил удивление тем, что Россия в нынешней обстановке вовлекает Иран в урегулирование кризиса в Сирии: «Вчера Владимир Путин в своей речи на «Валдайском форуме» много времени посвятил рассуждениям о том, что у террористов нет деления на плохих и хороших. Но «Хезболла» — террористическая организация, а Иран, ее спонсирующий — спонсор террористов. И российская авиация сейчас в Сирии фактически выполняет роль воздушной поддержки «Хезболлы».

«Удивительно, слова Джона Керри, допускающего приглашение Тегерана, фактически говорят о том, что страна-спонсор террористов, Иран, сейчас получит голос на переговорах о будущем Сирии» — продолжает Александр Гольц.

«Путину, надо сказать, с помощью Сирии удалось довольно многое. Он, пойдя на военную акцию, фактически заставил Запад, после Украины рассматривавший Россию как агрессора, опять начать разговаривать с Москвой. Можно сказать, что вся его сирийская затея была задумана и осуществлена именно для этого. Возвращаясь к его выступлению на «Валдайском форуме»: Путин и там сказал, что Сирия должна быть моделью для взаимодействия России и стран Запада. Так он хочет из лидера, которого изгнали из «Большой восьмерки» превратиться в партнера Запада, и даже в союзника Запада» — полагает эксперт.

Анна Нейстат: число беженцев катастрофическое, Асад продолжает бомбить своих граждан

Между тем, только Джон Керри после переговоров в Вене упомянул об ужасающей гуманитарной ситуации в Сирии: «У нас есть чувство, что действовать нужно срочно — каждый наступающий день приносит новые жертвы среди невинных людей, порождает новых беженцев».

Директор по исследованиям международной правозащитной организации Amnesty International Анна Нейстат в интервью «Голосу Америки» говорит, что масштабы гуманитарной катастрофы в Сирии почти не поддаются описанию.

«По данным ООН, в самой Сирии в гуманитарной помощи нуждаются более 7 с половиной миллионов человек, с учетом тех, кто убежал в соседние страны — почти 12 миллионов человек. И речь идет о том, что примерно половине людей из этого числа гуманитарная помощь практически не доставляется по тем или иным причинам. Отчасти этот доступ блокируется сирийскими войсками, отчасти — вооруженными отрядами оппозиции, и, конечно, ИГИЛ», — отметила она.

Анна Нейстат рассказала, что с возобновлением действий сирийской армии и поддерживающей ее российской авиации участились бомбардировки больниц, и, как сообщают представители организации «Врачи за права человека», иногда в этих бомбардировках участвуют и российские военные самолеты.

Правозащитница говорит, что эта информация нуждается в проверке, однако очевидно, что вступление Москвы в сирийский конфликт привело к очередной волне жертв среди мирных людей: «Понятно, что, как только в конфликт вступает очередная сила, как только начинается новое наступление, гуманитарная ситуация для населения ухудшается, и возможности на нее повлиять, в частности, со стороны гуманитарных организаций, также резко ухудшаются».

По словам Анны Нейстат, Россия, которая в 2013 году занимала четкую позицию по предоставлению гуманитарных коридоров гражданскому населению, сейчас о таких коридорах не говорит: «Удивительно, что, когда Россия, по сути, вступила полноценно в этот конфликт, все разговоры о гуманитарной ситуации, которые раньше велись, в частности, со стороны России, сейчас практически умолкли».

Директор по исследованиям Amnesty International, сама неоднократно бывавшая в Сирии во время войны, говорит, что, несмотря на очевидную опасность, исходящую для всех от действий ИГИЛ, сирийцы гибнут в основном от действий своих же правительственных войск.

«До сих пор, по нашим данным, большая часть людей гибнет в результате бомбежек и использования артиллерии сирийским правительством, — подчеркивает Анна Нейстат. — Огромное количество людей продолжает находиться в заключении, происходят насильственные исчезновения, все это делается сирийскими спецслужбами. Поэтому, мне кажется, что тут нужно очень четко понимать: хотя ИГИЛ, безусловно, представляет собой колоссальную угрозу и гражданскому населению, и памятникам культуры, и, кроме ИГИЛ, там есть и другие вооруженные группы, от действий которых гибнут люди, основная опасность для гражданского населения по-прежнему исходит от армии Асада».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG