Федеральный суд в Денвере, штат Колорадо, отказался освободить под залог беженца из Узбекистана Джамшида Мухторова, который на родине был правозащитником, а в США обвиняется в оказании материальной поддержки Союзу исламского джихада (СИД), который Госдепартамент считает террористической группировкой. В своем решении, опубликованном в ночь со среды на четверг, судья Майкл Хегарти отметил наличие существенного риска того, что обвиняемый может попытаться покинуть Соединенные Штаты и «будет представлять угрозу для окружающих».
Решение судьи не стало неожиданным. Как сообщает газета «Денвер Пост», на состоявшихся днем ранее слушаниях судья Хегарти сказал: «Человек, который имея семью, жену и двух маленьких детей, бросает работу и покупает билет в один конец в Турцию и имеет при себе значительные суммы наличности – это беспокоит меня».
На тех же слушаниях помощник федерального прокурора в Колорадо Грег Холлоуэй сообщил суду, что обвиняемый знал о том, что Союз исламского джихада – боевая организация, которая борется против НАТО и американских сил в Афганистане.
35-летний Мухторов, житель городка Аврора в штате Колорадо, был арестован 21 января в Чикаго, когда он пытался вылететь в Турцию с билетом в один конец. Во время ареста при Мухторове было обнаружено 2865 долларов наличными, два обернутых в термостойкую обертку телефона iPhone, а также IPad и устройства GPS.
По данным федеральной прокуратуры, Мухторов был арестован по результатам многомесячного расследования, во время которого агенты ФБР следили за его электронной почтой и телефонными звонками. Расследование началось после того, как обвиняемый вступил в контакт с представителями СИД в Интернете.
«Проживая в США, он проявлял настойчивый интерес к экстремистским организациям с намерением оказывать им поддержку и вступить в их ряды, – заявил представитель Министерства юстиции США. – Так, Мухторов присягнул на верность СИД, заявив, что готов выполнить любое поручение организации, даже ценой собственной жизни». Как явствует из обвинительного заключения, копия которого имеется в распоряжении Русской службы «Голоса Америки», обвиняемый сделал это по электронной почте.
По данным американской прокуратуры, СИД в начале 2000-х годов откололся от Исламского движения Узбекистана и в настоящее время базируется в Пакистане.
Основная цель этой группировки – свержение нынешней власти в Узбекистане и установление в стране исламского правления. Боевики СИД, по информации минюста США, причастны к ряду терактов в Узбекистане и нападениям на коалиционные силы в Афганистане.
Американские власти не обвиняют Мухторова в том, что тот планировал какие-либо теракты на территории США, но подчеркивают, что это дело «высвечивает стремление экстремистов, проживающих в США, присоединяться и поддерживать террористов за рубежом». Если Мухторов будет признан виновным, ему грозит 15 лет лишения свободы и штраф в размере 250 тысяч долларов. Сам он свою вину отрицает.
«Большая ошибка»?
По словам прокурора Холлоуэя, в полуторачасовой беседе с агентами Мухторов отрицал, что он был вовлечен в террористическую группировку и заявил, что его арест – «это большая ошибка». «Он сказал: как он может поддерживать терроризм, когда он едва мог поддерживать себя и свою семью», – сообщил Холлоуэй.
Назначенный судом адвокат Мухторова Брайан Лиди заявил, что его подзащитный выходил на экстремистские интернет-страницы и связывался с их администраторами с целью получения информации о том, что происходит на Родине. Запланированный вылет Мухторова в Стамбул адвокат объяснил желанием обвиняемого навестить родственников, проживающих в Центральной Азии (его брат живет в Казахстане, а сестра находится в заключении в Узбекистане). То, что у Мухторова был билет в один конец, Лиди объяснил «сложностями», связанными с авиатранспортом в регионе.
Однако, по словам прокурора, есть свидетель, утверждающий, что Мухторов в последние годы радикализировался и стал приверженцем «глобального джихада» и последователем Осамы бин Ладена. Как сообщает газета «Денвер Пост», когда адвокат Брайан Лиди во время слушаний попытался выяснить у специального агента ФБР Дональда Хейла, руководившего расследованием, личность упомянутого свидетеля, Холлоуэй прервал его, заявив, что Хейл не может ответить на этот вопрос, так как эта информация засекречена.
Холлоуэй сказал, что Мухторов уволился из автотранспортной компании, где работал водителем грузовика, и попрощался с женой и двумя детьми, намереваясь отдать свою жизнь джихаду.
В обвинительном заключении говорится, что Мухторов сказал своей дочери по телефону, что он ее никогда больше не увидит, но что «если она будет правоверной мусульманкой, то они встретятся в раю». Правда, этот разговор произошел в июле 2011 года, то есть, за 6 месяцев до того, как Мухторов попытался вылететь в Стамбул.
Прокурор охарактеризовал Мухторова как бывшего правозащитника, который мог разочароваться в жизни беженца в США. «Он образованный человек, но в Америке он смог получить только «черную работу», –сказал Холлоуэй, – и его жена должна была работать, чтобы поддерживать семью».
Чем отличается борец за свободу от террориста
Джамшед Мухторов прибыл в США при содействии Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Как сообщает агентство Associated Press, на Родине Мухторов занимался правозащитной деятельностью и одно время возглавлял правозащитную организацию «Эзгулик», но позднее присоединился к «Свободной крестьянской партии», выступавшей за смену режима в Узбекистане. После расстрела противников президента Ислама Каримова в Андижане в мае 2005 года он сообщал, что правозащитники и оппозиционеры, распространявшие информацию об этих трагических событиях, подвергаются жесткому преследованию, а ему самому с трудом удалось избежать ареста по, как он утверждал, «необоснованному обвинению в исламском фундаментализме». Мухторов был избит сотрудниками правоохранительных органов, которые потребовали, чтобы он прекратил выступать против правительства. В 2005 году была арестована сестра Мухторова, после чего он вместе с семьей бежал из Узбекистана в Кыргызстан, где в ошском представительстве Верховного комиссариата ООН по делам беженцев попросил политического убежища. Сообщается, что после его отъезда из Узбекистана на родине, с целью вынудить Джамшеда вернуться, был арестован отец Мухторова.
Дело Мухторова, как пишет «Денвер Пост», поднимает сложные вопросы о том, «что отличает борца за свободу от террориста». Американские власти помогли устроиться в Колорадо ему и еще 157 узбекским беженцам. «Из сообщений Госдепартамента и интервью с его коллегами-правозащитниками вырисовывается портрет Мухторова как идеалиста, вынужденного покинуть свою страну из-за опасений за свою жизнь, – отмечает газета. – Он, как и многие оказавшиеся в США ливийцы, египтяне и беженцы из других стран, продолжал внимательно следить за продолжающимися репрессиями и борьбой за свободу на Родине».
«Ситуация для узбекских беженцев особенно сложная, – продолжает «Денвер Пост», – потому что правительство США не поддерживает борцов с диктатурой Ислама Каримова так, как оно поддержало повстанцев, воевавших против Муаммара Каддафи в Ливии».
Арест на фоне улучшения отношений
Некоторые наблюдатели отметили, что ФБР арестовало Мухторова и внесло еще трех человек в списки членов СИД и «Исламского движения Узбекистана» (ИДУ) в то время, когда Конгресс рассматривал вопрос о военной помощи Узбекистану. Как пишет газета The Wall Street Journal, «администрация президента Барака Обамы временно сняла запрет на оказание военной помощи Узбекистану с целью укрепить связи со страной, которая является частью жизненно важной сети поставок военных грузов в Афганистан, но была лишена помощи ввиду нарушений прав человека».
Как сообщается, поставки в Узбекистан будут ограничены бронежилетами и другой защитной техникой, приборами ночного видения и датчиками тепловидения для пограничников, то есть, оборудованием, предназначенным для «укрепления границ и сохранения безопасности», и не будут включать оружие и боеприпасы.
«Некоторые отнеслись к этим действиям (аресту Мухторова – М. Г.) с серьезной долей скепсиса касательно того, насколько серьезную угрозу представляют ИДУ и СИД», – написал в своем блоге на Eurasianet.org американский журналист Джошуа Кучера.
К числу таких скептиков относится журналист и сотрудник вашингтонской исследовательской организации «Проект американской безопасности» (American Security Project) Джошуа Фоуст. В своем блоге он даже заявил, что «СИД существует лишь в пределах интернетовских форумов». «Дело в том, – объяснил эксперт в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки», – что на «Аль-Каиду» или даже на ИДУ существуют обширные досье, включающие подробную информацию об их лидерах, структуре и так далее. На СИД такой информации нет».
Расплывчатые законы
Фоуст также подвергает критике американские законы об оказании материальной поддержки террористическим организациям. По его мнению, они слишком расплывчаты. «Они криминализируют поведение, которое при других обстоятельствах может считаться вполне невинным», – сказал он.
«В той информации, которая была обнародована прокуратурой, на мой взгляд, отустствует состав преступления, – добавил эксперт. – Возможно, Мухторов и нарушил закон, но это результат того, что закон слишком расплывчат». В то же время, признал Фоуст, в беседах с представителями Министерства юстиции США те заверили его, что в деле Мухторова есть засекреченная информация, подтверждающая вину узбекского беженца.
Фоуст отмечает «фундаментальное напряжение», встроенное в законы об оказании материальной поддержки террористическим организациям. «С одной стороны, мы хотим остановить участника заговора до того, как он совершит преступление, – сказал он. – Но с другой стороны, до того, как совершено преступление, сделать это может быть очень сложно. В деле Мухторова, как мне кажется, он лишь высказал какие-то антиамериканские сентенции или выразил симпатии некоей группировке по электронной почте. Если мы начнем криминализировать подобные высказывания, то мы вступаем на очень скользкую дорожку».
Мухторов отрастил бороду
Эксперт вашингтонского Фонда защиты демократий, автор книги «Наследие бин Ладена» Давид Гартенштейн-Росс с такой оценкой не согласен. «В обвинительном заключении перечислены убедительные улики, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – Там, в частности, говорится, что 5 февраля прошлого года, Мухторов вышел на интернет-сайт Союза исламского джихада и наладил контакты с одним из его администраторов по имени Мухаммад. В переписке с последним Мухторов был настолько неосторожен, что Мухаммад вынужден был предупредить его не упоминать открыто имя Джумы Намангани (бывшего лидера Исламского движения Узбекистана, который был убит в 2001 году в ходе воздушной операции американских военных в Афганистане – М. Г.), так как их электронная переписка и телефонные переговоры могут прослушиваться. Мухторов принес клятву на верность СИД, после чего он сказал, что хочет «послать деньги на свадебный подарок», что, по мнению ФБР, было закодированным сигналом. Вскоре после этого он начал искать билет в один конец в Стамбул, где он, возможно, собирался встретиться с представителем СИД».
По мнению Гартенштейн-Росса, все эти обстоятельства вместе взятые вызывают «обоснованные подозрения». «Очевидно, защита сможет подвергнуть сомнению эти данные во время суда, – добавил эксперт. – Возможно и то, что у обвинения есть и другие улики, которые пока не были представлены. Но в целом, уже представленные улики не кажутся мне слабыми».
Гартенштейн-Росс специализируется на вопросах радикализации мусульман, но он затрудняется сказать, когда именно произошла радикализация Мухторова – то ли еще в Узбекистане, то ли уже в США. «Я могу только констатировать, что он внешне разительно изменился после прибытия в США, – сказал эксперт. – Он отрастил длинную бороду, хотя раньше у него её не было».
«Опубликованные данные не содержат достаточной информации для того, что бы ответить на вопрос, когда Мухторов радикализировался, если это действительно с ним произошло», – добавил Гартенштейн-Росс. В то же время, говорит эксперт, известны другие случаи, когда мусульмане-иммигранты становятся фундаменталистами после переезда в США. В качестве примера он привел дело о сговоре с целью нападения на военную базу Форт-Дикс в Нью-Джерси, в котором были задействованы братья Дука, этнические албанцы, эмигрировавшие в США из Косово.
«Вскоре после прибытия в Америку братья стали проявлять склонность к исламскому фундаментализму, что вызвало раскол в их семье, – рассказал Гартенштейн-Росс. – Например, они запрещали играть музыку на свадьбе, что противоречит албанским традициям. Они также отрастили бороды. Есть расшифровка их разговора, где они подробно обсуждают, какой длины должна быть борода у правоверного мусульманина. Есть и другие подобные случаи. Но я не хотел бы спекулировать относительно Мухторова, так как у нас очень мало достоверной информации».
Политический расчет?
Джошуа Кучера в своем блоге поднимает вопрос, не «шьет» ли США это дело – «или даже не продает ли Вашингтон таким образом диссидентов Ташкенту» – ради сохранения сотрудничества с Узбекистаном по Северной сети поставок грузов НАТО в Афганистан. «Это важные вопросы, а для того, чтобы на них ответить, имеющейся в наличии информации крайне недостаточно», – констатирует Кучера.
Однако, и Фоуст, и Гартенштейн-Росс эту версию отвергают. «Прямые контакты между узбекскими и американскими спецслужбами прекратились много лет назад, – сказал Фоуст. – Я не думаю, что такие контакты имели место после 2004 года, когда отношения между Ташкентом и Вашингтоном ухудшились».
«Я глубоко сомневаюсь, что ФБР вышло на Мухторова по наводке узбекских спецслужб, – продолжил Фоуст. – ФБР начало следить за ним после того, как Мухторов вышел на интернет-страницу СИД, которая уже подвергалась мониторингу со стороны ФБР. Для этого не требуется никакого заговора с участием узбекских спецслужб».
Гартенштейн-Росс соглашается, указывая, что вся информация, приведенная в обвинительных документах, была собрана ФБР в результате расследования, проводившегося на территории США. «Крайне маловероятно, что американские власти арестуют человека с целью улучшения отношений с той или иной страной, – утверждает он. – К тому же, для того, что бы его арест мог повлиять на американо-узбекские отношения, Мухторов должен быть очень значительной фигурой. Я не думаю, что данное дело является результатом неких политических рассчетов».
В то же время, Фоуст отметил, что «СИД впервые попал в поле зрения после того, как Узбекистан обвинил эту группировку в осуществлении взрывов в посольствах США и Израиля в Ташкенте в 2004 году». Однако, как отмечается в обвинительном заключении по делу Мухторова, тогда СИД сам взял на себя ответственность за эти теракты и «пообещал продолжить операции с участием мучеников».
Что случилось с матерью Мухторова?
Между тем, как сообщает информационное агентство «Фергана» со ссылкой на Правозащитный альянс Узбекистана (ПАУ), 62-летняя мать арестованного в США Мухторова, Робия Мухторова, была задержана сотрудниками узбекских спецслужб 9 февраля после того, как руководитель ПАУ Елена Урлаева связалась с посольством США в Ташкенте и попросила принять Робию Мухтарову. Члены ПАУ считают, что Мухторову задержали, чтобы перехватить информацию, которую та намеревалась сообщить американскому посольству.
Ранее Мухторова заявила, что в бедах ее сына виноват бывший председатель Общества по правам человека Джизакской области Абай Байбулатов, который мстит Джамшиду Мухтарову за то, что он был избран руководителем ОПЧ вместо него. По словам Мухторовой, «Байбулатов сотрудничает со спецслужбами Узбекистана и старается отомстить Джамшиду».
Джошуа Фоуст усомнился в версии правозащитников, заметив, что родственники тех, кто переселяется в США, зачастую подвергаются преследованиям или давлению в Узбекистане. «После расстрела в Андижоне в 2005 году США предоставили убежище значительному числу узбеков, что привело к дальнейшему ухудшению американо-узбекских отношений, – сказал он. – С тех пор родственники этих беженцев не раз подвергались преследованиям в Узбекистане. Я не знаю деталей в данном случае, но в том, что мать Мухторова подверглась преследованиям, нет ничего удивительного».
Тем временем, как сообщает «Фергана», «правозащитники Альянса призывают международные правозащитные организации встать на защиту Джамшида Мухторова, оказать содействие в проведении расследования и помочь найти его мать – Робию Мухторову».