ВАШИНГТОН – Повстанческие группировки в Сирии готовятся к более длительной и кровавой борьбе за смещение сирийского президента Башара Асада из-за российских авиаударов, цель которых, по их словам, состоит в том, чтобы отбросить их назад.
Бойцы, связанные со Свободной сирийской армией, утверждают, что российские военные уже второй день подряд наносят удары по их позициям в Хомсе, Аль-Зафаране, и Идлибе, а также позициям других повстанческих группировок.
Тем не менее, они уверены, что это их не остановит.
«Мы используем военную тактику, переводим наши командные пункты в другие места после начала атаки», – заявил по телефону «Голосу Америки» Ияд Шамси – руководитель одной из повстанческих группировок, «Фронта самобытности и развития» (Джабхат аль-асала валь-танмия), который входит в состав Свободной сирийской армии.
«Мы также проводим перегруппировку и передислоцируем наши элементы», – отметил он.
Другие группы повстанцев говорят, что уже обращают оружие против «российских неверных».
Группировка «Катибат аль-Таухид валь-Джихад», поклявшаяся в верности «Фронту Нусра» ( филиалу «Аль-Кайды»), взяла на себя ответственность за атаку на российские силы, дислоцированные на военно-воздушной базе Хамим в провинции Латакия, произошедшую 29 сентября. Об этом сообщает издание The Long War Journal.
«Они заявили, что удар в Латакии практически наверняка станет лишь первым из многих, – говорит редактор издания Томас Джоселин. – “Фронт Нусра” и его союзники, включая чеченских джихадистов, уже присутствуют в некоторых районах Латакии, поэтому они будут атаковать».
Что осложняет ситуацию еще больше, так это то, что под воздушные удары российских военных, возможно, попали повстанческие группировки, получающие поддержку от США и, в частности, от ЦРУ.
Лидер повстанцев Шамси, с которым беседовал «Голос Америки», отказался сообщить, получает ли такую поддержку его группировка. Отвечая на вопрос, ожидает ли он какую-то помощь, он сказал, что помощь поступает все время от «дружественной страны».
Представители Пентагона в четверг отказались сообщить, будет ли оказана какая-то помощь в ближайшее время. Однако бывшие сотрудники разведки говорят, что Вашингтон должен что-то сделать, иначе он рискует утратить доверие у нынешних и будущих партнеров.
«С геополитической точки зрения, мы не можем просто умыть руки и сказать, что ничего не получилось», – говорит Патрик Скиннер, директор аналитической компании Soufan Group.
Целый ряд повстанческих группировок получают от США современное оружие, включая переносные зенитные ракетные комплексы. Можно ли ожидать фундаментальных изменений в этой политике из-за возможного проявления ее обратной стороны?
«Они будут передавать оружие людям, которых бомбят русские, и это становится крайне рискованно, – говорит Скиннер. – Это будут боевые действия, которых никто на самом деле не хотел, но все понимали, что они могут случиться».
По крайней мере публично Белый дом дал понять, что никаких изменений в этом направлении в ближайшее время не предвидится.
«Пока мы не увидели каких-то изменений, которые могут вызвать серьезный, широкий пересмотр нашей политики», – заявил в четверг представитель Белого дома Джош Эрнест.
«Есть реальная опасность, что роль США в этом конкретном конфликте может стать малозначительной», – говорит Салман Шейх – бывший спецпомощник в ООН, а ныне – руководитель компании Shaikh Group.
«Понятно желание президента Обамы не втягиваться в очередной конфликт на Ближнем Востоке, но, боюсь, в данной ситуации у него нет выбора», – добавляет он.
Некоторые полагают, что Вашингтон сможет переждать эскалацию кризиса в Сирии, и что интервенция России от имени президента Башара Асада не приведет к значительным изменениям.
«Важно учитывать, что нынешние действия России не изменят фундаментальную динамику действительного конфликта в Сирии, – говорит замдиректора рабочей группы по Ближнему Востоку в вашингтонском Атлантическом совете Джессика Ашух. – Россия не обладает военным потенциалом, необходимым для того, чтобы положить конец повстанческому движению».
Для долгосрочного изменения ситуации России пришлось бы направить в Сирию значительную наземную группировку, чего она хочет избежать, говорит Ашух.
Но, возможно, этого делать и не придется.
В четверг поступили сообщения, что Иран, который также является решительным сторонником сирийского президента Асада, за последние десять дней направил в Сирию сотни своих солдат, возможно, для того, чтобы они приняли участие в крупном наземном наступлении.
Представители Пентагона и американских разведслужб отказываются подтвердить численность иранского контингента, но говорят, что вмешательство Тегерана не стало для них сюрпризом.
«Мы знаем, что иранцы являются частью этого, – заявил журналистам полковник Стив Уоррен, выступая из Багдада. – Они были частью этого с самого начала».
Тем не менее, аналитики предупреждают, что приток сухопутных сил – неважно, российских или иранских – для поддержки Асада может переломить ход конфликта.Также существует опасность, что другие страны, такие как Катар и Саудовская Аравия, могут усилить свою поддержку повстанческих группировок, воюющих против Асада, а теперь, возможно, и против российских военных.
В четверг министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя Аль-Джубейра, находящегося в Нью-Йорке, спросили, кто возглавит военную кампанию по смещению Асада, которая оказалась под угрозой.
«Посмотрим», – ответил он.