Психиатрия и восточные духовные техники давно стали привычной частью американской культуры. Кому-то эти два пути к душевной гармонии могут показаться совершенно противоположными, однако в последнее время исследователи стали отмечать, что у них есть много общего. Один практикующий специалист даже создал специальную методику, которая объединяет элементы психиатрии, неврологии и древних буддийских практик.
На первый взгляд песнопения тибетских монахов кажутся неуместными в приемной манхэттенского психоаналитика. Но это не просто приемная, а Институт науки созерцания Наланда. Его директор и основатель Джозеф Лоиццо – психиатр, но у него также есть докторская степень в области религиоведения.
В своей новой книге под названием «Устойчивое счастье» (Sustainable Happiness) он излагает выводы, сделанные по итогам многолетних исследований и клинической практики с использованием традиционного психоанализа, последних достижений неврологии и буддизма.
«Главная проблема человечества заключается в том, что по своей природе мы приспособлены к жизни в диких условиях, а цивилизация поместила нас в неестественную среду», – отмечает Лоиццо. В этом же он видит основной источник стресса: «Стрессовые инстинкты готовят нас к схватке, полету, холоду и другим опасным ситуациями. Однако с тех пор, как нашими жизнями стала управлять цивилизация, стрессовые реакции становятся все более бесполезными».
Тем не менее, нам трудно контролировать свои реакции в стрессовых ситуациях – например, когда начальник на работе требует выполнить что-то в слишком короткий срок. При этом у человека сбивается дыхание, потеют ладони, скачет уровень адреналина, появляется чувство усталости.
По словам Лоиццо, это связано с тем, что нервная система берет верх над разумом в связи с появлением потенциальной угрозы: «Поскольку угроза исходит не от хищника, а от другого человеческого существа, с которым нам нужно сотрудничать и договариваться, наша реакция оказывается неадекватной».
Со временем стресс может привести к депрессии, хронической тревожности, гипертонии и сердечной недостаточности. Именно поэтому Лоиццо решил использовать медитацию и другие буддийские техники в своей медицинской практике. Дыхательные упражнения и наблюдение за своими чувствами, мыслями и ощущениями помогает не только справиться со стрессом, но и перенастроить мозг.
«Секрет в том, что вдумчивость и способность трезво оценивать ситуацию помогает избежать ошибочного восприятия и чрезмерно бурных реакций, избрать иную линию поведения и понять, что с вами на самом деле происходит. Медитация является вполне доступным и простым практическим средством укрепления тех частей нашего сознания и мозга, которые помогают стать здоровыми и счастливыми», – рассказывает он.
Однако Лоиццо подчеркивает, что психотерапия с элементами буддизма – это не только медитация. Как и классический психоанализ, она предполагает глубинный поиск смысла собственной жизни путем словесного оформления своих переживаний: «Так работает наш мозг. Он производит истории, изображения и предметы. Поэтому мы учим своих пациентов рассказывать самим себе более конструктивные истории, которые помогут им сделать свою жизнь такой, как им на самом деле хочется, а не такой, где надо бороться за существование, испытывать страх и застревать на одном месте».
Многим пациентам доктора Лоиццо такая методика помогла изменить свою жизнь.
«Депрессия была для меня огромной проблемой. А с помощью Джо я смог почувствовать связь с другими людьми и создать круг общения, который поддерживает меня в наиболее важных аспектах. Моя жизнь перевернулась, когда я научился иначе воспринимать самого себя и окружающий мир. Мне еще многого предстоит добиться, но и за плечами у меня долгий путь», –рассказывает один из пациентов.
Медитативные техники оказываются полезны и в других ситуациях. Например, пациенты с раком груди, пережившие ремиссию, после окончания лечения часто жалуются на симптомы, сходные с посттравматическим стрессом. Западная медицина в борьбе со страхом и тревогой практически бессильна. Лоиццо же провел пробное исследование, в ходе которого 60 пациенток в течение 20 недель занимались медитацией и участвовали в групповых обсуждениях. После этого большинство пациенток признались, что стали более оптимистично смотреть на мир.
Доктор Мэри Чарсон, коллега Лоиццо с медицинского факультета Корнелльского университета, была глубоко впечатлена результатами его работы: «Судя по количественным и качественным итогам, люди чувствуют, что их вернули к жизни. Врачи ведь должны не только лечить болезни, но и помогать людям улучшить качество жизни».
Именно этого и пытается добиться доктор Джозеф Лоиццо за счет объединения достижений западной науки и восточной духовной традиции.
На первый взгляд песнопения тибетских монахов кажутся неуместными в приемной манхэттенского психоаналитика. Но это не просто приемная, а Институт науки созерцания Наланда. Его директор и основатель Джозеф Лоиццо – психиатр, но у него также есть докторская степень в области религиоведения.
В своей новой книге под названием «Устойчивое счастье» (Sustainable Happiness) он излагает выводы, сделанные по итогам многолетних исследований и клинической практики с использованием традиционного психоанализа, последних достижений неврологии и буддизма.
«Главная проблема человечества заключается в том, что по своей природе мы приспособлены к жизни в диких условиях, а цивилизация поместила нас в неестественную среду», – отмечает Лоиццо. В этом же он видит основной источник стресса: «Стрессовые инстинкты готовят нас к схватке, полету, холоду и другим опасным ситуациями. Однако с тех пор, как нашими жизнями стала управлять цивилизация, стрессовые реакции становятся все более бесполезными».
Тем не менее, нам трудно контролировать свои реакции в стрессовых ситуациях – например, когда начальник на работе требует выполнить что-то в слишком короткий срок. При этом у человека сбивается дыхание, потеют ладони, скачет уровень адреналина, появляется чувство усталости.
По словам Лоиццо, это связано с тем, что нервная система берет верх над разумом в связи с появлением потенциальной угрозы: «Поскольку угроза исходит не от хищника, а от другого человеческого существа, с которым нам нужно сотрудничать и договариваться, наша реакция оказывается неадекватной».
Со временем стресс может привести к депрессии, хронической тревожности, гипертонии и сердечной недостаточности. Именно поэтому Лоиццо решил использовать медитацию и другие буддийские техники в своей медицинской практике. Дыхательные упражнения и наблюдение за своими чувствами, мыслями и ощущениями помогает не только справиться со стрессом, но и перенастроить мозг.
«Секрет в том, что вдумчивость и способность трезво оценивать ситуацию помогает избежать ошибочного восприятия и чрезмерно бурных реакций, избрать иную линию поведения и понять, что с вами на самом деле происходит. Медитация является вполне доступным и простым практическим средством укрепления тех частей нашего сознания и мозга, которые помогают стать здоровыми и счастливыми», – рассказывает он.
Однако Лоиццо подчеркивает, что психотерапия с элементами буддизма – это не только медитация. Как и классический психоанализ, она предполагает глубинный поиск смысла собственной жизни путем словесного оформления своих переживаний: «Так работает наш мозг. Он производит истории, изображения и предметы. Поэтому мы учим своих пациентов рассказывать самим себе более конструктивные истории, которые помогут им сделать свою жизнь такой, как им на самом деле хочется, а не такой, где надо бороться за существование, испытывать страх и застревать на одном месте».
Многим пациентам доктора Лоиццо такая методика помогла изменить свою жизнь.
«Депрессия была для меня огромной проблемой. А с помощью Джо я смог почувствовать связь с другими людьми и создать круг общения, который поддерживает меня в наиболее важных аспектах. Моя жизнь перевернулась, когда я научился иначе воспринимать самого себя и окружающий мир. Мне еще многого предстоит добиться, но и за плечами у меня долгий путь», –рассказывает один из пациентов.
Медитативные техники оказываются полезны и в других ситуациях. Например, пациенты с раком груди, пережившие ремиссию, после окончания лечения часто жалуются на симптомы, сходные с посттравматическим стрессом. Западная медицина в борьбе со страхом и тревогой практически бессильна. Лоиццо же провел пробное исследование, в ходе которого 60 пациенток в течение 20 недель занимались медитацией и участвовали в групповых обсуждениях. После этого большинство пациенток признались, что стали более оптимистично смотреть на мир.
Доктор Мэри Чарсон, коллега Лоиццо с медицинского факультета Корнелльского университета, была глубоко впечатлена результатами его работы: «Судя по количественным и качественным итогам, люди чувствуют, что их вернули к жизни. Врачи ведь должны не только лечить болезни, но и помогать людям улучшить качество жизни».
Именно этого и пытается добиться доктор Джозеф Лоиццо за счет объединения достижений западной науки и восточной духовной традиции.