Линки доступности

Как и чем Конгресс США ответил на агрессию России


За полгода войны обе палаты приняли шесть законопроектов и около десятка резолюций, которые поддерживают Украину, одобряют действия президента США, направленные на сдерживание России

С конца февраля 2022 года Соединенные Штаты и их союзники по всему миру ввели в отношении России в общей сложности более 9 тысяч санкционных ограничений, которые касаются в меньшей мере товаров, технологий и компаний, и в большей мере отдельных граждан. Чемпион – Швейцария, там с 22 февраля ввели 1360 экономических и персональных ограничений в отношении Российской Федерации. Второе место по состоянию на середину августа этого года – у Соединенных Штатов – 1300.

Львиная доля санкций в отношении России и помощи Украине была инициативой администрации Байдена, которая использовала для этого Закон об экономических полномочиях в случае чрезвычайных ситуаций, создаваемых внешней угрозой. Достижения Конгресса в отношении поддержки Украины и сдерживания России, на первый взгляд, выглядят несколько скромнее, но долгосрочные последствия могут, по мнению экспертов, могут быть серьезнее, чем кажутся. Отменять некоторые из введенных санкций, согласно принятому законодательству, можно будет только с разрешения Конгресса и о таком шаге должен попросить глава государства.

За 6 месяцев войны Конгресс выделил, в общей сложности, 54 миллиарда долларов на военную помощь, поддержку экономики и на гуманитарные нужды. Кроме того, он поддержал пересмотр программы ленд-лиза, которая позволит выделять Киеву оружие по ускоренной схеме. Также пошел на ряд почти церемониальных мер, учитывая не самый большой товарооборот между Россией и США: отозвал у Москвы статус наибольшего благоприятствования в торговой сфере и ограничил ввоз российских нефти и газа. В обеих палатах также с помощью резолюций осудили агрессию России, поддержали украинцев, поблагодарили Польшу и Молдову за прием соседей и поддержку спасающихся от войны людей.

Первый шаг - резолюция о поддержке украинцев с требованием к Москве прекратить агрессию. Ее в нижней палате приняли только через неделю после начала новой острой фазы войны. В целом, весной и летом в Конгрессе были зарегистрированы не менее 20 предложений рекомендательного характера от представителей обеих партий.

Первая ощутимая помощь законодателей Киеву пришлась на март – Конгресс поддержал выделение Украине 14 миллиардов долларов на экономические, гуманитарные и военные цели.

В начале апреля законодатели отозвали у России статус страны наибольшего благоприятствования в торговле, а также запретили импорт российской нефти, газа и угля. Конгресс повторно авторизовал Глобальный закон Магнитского об ответственности за нарушения прав человека.

Дэвид Крамер, руководитель Института Джорджа Буша-младшего, в интервью «Голосу Америки» отметил: «Глобальный закон Магнитского – один из самых эффективных инструментов, и маркером этой эффективности является то, как сильно его не любят в России. Не было встречи с российскими чиновниками, на которой они бы не пытались заговорить о возможностях его отмены. Этот закон, особенно после вторжения России в Украину, является важным механизмом для борьбы с нарушителями прав человека и коррупции».

Адам Смит, юрист, бывший заместитель руководителя Управления по контролю за иностранными активами казначейства США времен администрации Обамы, также назвал использование глобального Закона Магницкого для наказания людей, прямо или косвенно причастных к военным преступлениям, «одним из наиболее часто использующихся и Соединенными Штатами, и другими государствами. Это существенно отличает его от других санкционных программ. Самая главная составляющая успеха – США не действуют в одиночку».

К маю законодатели одобрили 40-миллиардный пакет помощи Киеву на оборону и вооружения, тренинги для военных, использование американских оружейных запасов для отправки в дружественные страны, гуманитарные и экономические нужды, меры по организации приема украинцев в США.

Адам Смит, отметил: Украина получила не всю сумму полностью, многое из этого используется на поддержание инфраструктуры оказания помощи. По словам юриста, «распространенной практикой является частичное получение денег вместо прямой бюджетной поддержки – это, напротив, довольно редкое явление. И это как раз то, чего президент Зеленский очень бы хотел, но Соединенные Штаты обычно так не действуют».

Также весной в Конгрессе был одобрен Законопроект о ленд-лизе для защиты демократии в Украине. Он предусматривает отправку вооружений для ВСУ по упрощенной схеме, минуя бюрократические проволочки. Программа, созданная еще во время второй мировой и видоизмененная с учетом реалий 21 века, предполагает, что Киев сможет расплатиться за полученную технику через несколько лет.

Уильям Тейлор, возглавлявший дипмиссию США в Украине в 2006–2009 и в 2019–2020 годах, рассказал: «По состоянию на сегодня самый быстрый способ доставить оружие в Украину – взять его со складов, где оно уже приготовлено для Вооруженных сил США. Конгрессом были выделены два пакета помощи – 14 и 40 миллиардов, часть из них будет использована на выплаты учителям, военным и медикам, а другая часть будет использована для покупки оружия в США и отправки его в Украину. Программа Ленд-лиз – это старая программа времен Второй мировой, это отличная идея, у нее крепкая поддержка, но в данный момент быстрее работает другой способ».

В Конгрессе зарегистрированы еще несколько инициатив, которые уже получили поддержку в одной из палат и ожидают рассмотрения в другой. Так, законопроект об обучении украинских пилотов на американских истребителях авторства республиканца Адама Кинзингера, одобренный нижней палатой, предполагает бюджет в 100 миллионов долларов.

По словам Адама Смита, «пять месяцев назад было много опасений, что США будут непосредственно вовлечены в конфликт, и было замечено некоторое сопротивление идее предоставления украинцам необходимой помощи. Уже сейчас очевидно, что адепты этого подхода смягчились, потому что война и агрессия продолжаются. Однако вопрос обучения пилотов для многих на Капитолийском холме выглядит как шаг в направлении вовлеченности в конфликт».

В Сенате успели проголосовать в поддержку резолюции о рекомендации администрации президента США внести Россию в список государств-спонсоров терроризма. Согласно существующей практике, государство- спонсор терроризма не может получать гранты и помощь международных финансовых организаций, ограничит экспорт товаров двойного – коммерческого и военного назначения. Кроме того, это упростит возможность судебных исков для других государств в отношении действий России.

Впрочем, есть и оборотная сторона. Так, Адам Смит сомневается, что «признание России государством – спонсором терроризма будет сколько-нибудь разрушительным для Кремля. Реальные последствия этого решения для Москвы выглядят нематериальными, учитывая уже существующие ограничения, и именно это, на мой взгляд, не имеет смысла. Россия не очень-то одалживает деньги во Всемирном банке, и она уже находится под большим давлением в отношении контроля экспорта».

Согласно официальному заявлению Всемирного банка, Россия не получала от организации новые кредиты или инвестиции с 2014 года.

Дэвид Крамер предвидит и другие возможные сложности, связанные с признанием России государством-спонсором терроризма. По его словам, «есть много американцев, которых незаконно удерживают в России – Пол Уилан, Бритни Грайнер, Марк Фогель. Если мы признаем Россию государством-спонсором терроризма, то я думаю, что о надеждах на их освобождение можно забыть. Я считаю, что подобное признание положит конец дипломатическим отношениям. С другой стороны, то, что делает Россия в Украине – четко подпадает под определение терроризма и это происходит на регулярной основе».

В целом за полгода войны обе палаты приняли 6 законопроектов и около десятка резолюций, которые поддерживают Украину, одобряют действия президента США, направленные на сдерживание России, и осуждают ее руководство за агрессию в отношении независимого государства. По мнению большинства экспертов, Конгресс частично сделал свою работу. Программа-минимум на осень - разработка законодательства, которое позволит получить контроль над российскими государственными активами за рубежом.

  • 16x9 Image

    Наталка Писня

    Наталка Писня (имя и фамилия настоящие). Журналист, специализация - российское расследование, экономика, внутренняя и международная американская политика, отношения США, Украины и России. Работала в вашингтонском бюро Би-би-си, возглавляла американский корпункт украинской телекомпании 1+1, освещала 2 украинские революции, работала на Востоке Украины, сотрудничала с украинскими телеканалами TVi, “5 канал”, ICTV, еженедельником “Зеркало Недели” и веб-порталом “Новое время”. Пришла в журналистику в 1997 году. На "Голосе Америки" - с 2018-го. 

XS
SM
MD
LG