ВАШИНГТОН – Возвратившись домой после саммита «Большой двадцатки» президент США Дональд Трамп объявил о внешнеполитической победе, заявив, что ему «удалось многое сделать».
Но чего именно удалось достичь в ходе трехдневной поездки в Осаку и Сеул?
Это были дни рукопожатий и улыбок перед камерами с перемирием в торговой войне с Китаем и даже с историческим моментом, когда американский президент впервые вступил на территорию Северной Кореи.
Тем не менее, вопросы остаются.
Зак Купер изучает американскую оборонную стратегию и экономические партнерства в Американском институте предпринимательства.
«После саммита «Большой двадцатки» будут вопросы о том, действительно ли президенту удалось достичь чего-то существенного в ходе этой поездки», – заметил он.
Трампа критикуют за то, что он пересек Демилитаризованную зону, не добившись уступок от Ким Чен Ына по его ядерной программе и за то, что он разрешил американским компаниям продавать оборудование китайскому телекоммуникационному гиганту Huawei, которого администрация обвинила в подрыве национальной безопасности США.
Он также выступил против формулировок с предостережениями против протекционизма, которые поддержали другие страны, таким образом ослабив многосторонний форум, который в прошлом объединил усилия для смягчения последствий глобального экономического кризиса 2009 года.
Мэтью Гудман изучает международную экономическую политику в отношении Азиатско-Тихоокеанского региона в Центре стратегических и международных исследований
«США даже для виду не поддерживают мнение, что эти многосторонние форумы имеют какую-то ценность за рамками минимальной приверженности заявлению лидеров об общем состоянии глобальной экономики», – подчеркнул он.
Пристальное внимание также обращалось на двусторонние встречи президента, в том числе с президентом России Владимиром Путиным, которого обвиняют во вмешательстве на выборах в США в 2016 году, и саудовским принцем Мухаммадом ибн Салманом, которого обвиняют в приказе убить журналиста Джамаля Хашогги.
Тем не менее, Трамп настаивает, что саммит «Большой двадцатки» был внешнеполитической победой, и там «удалось многое сделать».
«Это было невероятно, – заметил президент. – Все приветствовали меня, поздравляя с успехами нашей экономики».
Трамп выдвинул свою кандидатуру на переизбрание в 2020 году, и имидж сильного лидера на мировой арене должен помочь ему в предвыборной борьбе.
«Мы, наконец, ставим Америку на первое место», – подчеркнул Трамп.
Но кроме электората Трампу нужно заручиться поддержкой и его собственной партии.
«Для президента, вступающего в кампанию 2020 года, есть риск, что среди республиканцев найдутся критики такой политики», – указал Зак Купер из Американского института предпринимательства.
Несмотря на критику, Трамп удостоился похвалы за то, что не пошел на эскалацию торговой войны с Китаем.
«Есть несколько причин задать вопросы о договоренностях Трампа и Си Цзиньпина в сфере торговли. Но опять же, стакан наполовину полон, по крайней мере, пока мы не стреляем друг в друга», – отметил Мэтью Гудман.
Тем не менее, учитывая, что Трамп резко критиковал соглашение по ядерной программе Ирана, ему будет сложно оправдать сделку, которая позволит Пхеньяну «заморозить» его ядерную программу, а не пойти на полную денуклеаризацию, которую он требовал.
Советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон в понедельник опроверг сообщения, что Трамп изучает возможность такой сделки.