КИЕВ – Верховная Рада пролонгировала на год действие закона Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Как сообщает сайт украинского парламента, за это решение 15 декабря проголосовали 304 народных депутата Украины, против высказались 27, воздержались – шестеро 450-местного однопалатного парламента.
«Законом в статье 1 закона Украины Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей цифры «2020» заменено цифрами "2021"», – отмечается на сайте парламента о внесенных поправках, которые продлевают на год действие закона, получившего в прессе название – закон «об особом статусе» Донбасса.
В Пояснительной записке к изменениям в законе «об особом статусе» отмечается, что его принятие «будет способствовать мирному урегулированию ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основе принципов и норм международного права и Устава ООН».
Закон «об особом статусе», как подчеркивается в Пояснительной записке, «направлен на создание дополнительных временных возможностей для реализации соответствующих законодательных условий» для наведения мира на Донбассе.
В самом законе Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей в редакции 2014 года определяется порядок действий, гарантии и права в процессе деоккупации неподконтрольных территорий с возможностью проведения на них местных выборов.
Четвертая статья закона «об особом статусе», в соответствии с законом Украины “Об основах государственной языковой политики”, говорится на сайте Верховной Рады, гарантирует выбор языка общения для жителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, «свободное пользования русским и любым другим языком в общественной и частной жизни».
Реакция в отдельных районах Донбасса
Проект «Радио Свобода» Донбасс.Реалии отмечает 15 декабря, что российская пропаганда в Донецке и Луганске критикует Верховную Раду Украины за то, что действие закона продляют без изменений. Ведь он для России, по сути, «пуст».
«На оккупированной территории Донбасса повторяют, что Украина должна имплементировать в закон формулу Штайнмайера, то есть предоставить особый статус в день выборов без передачи границы под контроль», – подчеркивается в заметке "Зачем опять продлили «особый статус Донбасса?"»
Группировка «ЛНР» накануне голосований Верховной Рады заявила о саботаже Украины и сразу анонсировала, что «не стоит ожидать существенных результатов от следующего заседания подгруппы». Речь, вероятно, об очередном заседании ТКГ и ее подгрупп, где должны обсуждать, среди прочего, обмен удерживаемыми лицами, отмечает Донбасс.Реалии.
Напомним, что 15 февраля в ходе дискуссии на полях Мюнхенской конференции по вопросам безопасности президент Украины Владимир Зеленский сказал о целях завершить войну на Донбассе.
Он выразил надежду о том, что в течение «этих пяти лет мы сможем завершить войну».
Владимир Зеленский во время трансляции его диалога на странице офиса президента Фейсбуке подчеркнул, что «Россия должна захотеть – отдать нам нашу землю».
О дипломатических шагах и аргументах
Политический аналитик Фонда «Демократические инициативы» Мария Золкина отмечает, что пролонгация этого закона раз на год – это исключительно дипломатический шаг.
«Он нужен для того, чтобы во время переговоров украинская сторона могла обращаться к этому аргументу – Киев со своей стороны подготовил базу для политической интеграции региона. Но реальной практической ценности, конечно, у него нет, потому что применение этого закона возможно лишь в случае проведения там выборов согласно украинскому закону и стандартам ОБСЕ», – говорит Мария Золкина корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
До тех пор, пока нет каких-либо договоренностей с Россией – симметрических шагов по урегулированию ситуации на Донбассе, предпринимать какие-либо изменения к этому закону, по ее словам, нет смысла.
«Например, инкорпорировать в него формулу Штайнмайера нет смысла, потому его просто в чистом виде без особых изменений пролонгируют», – подчеркивает Мария Золкина.
По словам Марии Золкиной, в настоящий момент в переговорном процессе по проблеме Донбасса нет реального движения и все процессы – в гуманитарной группе, группе по вопросам безопасности Трехсторонней контактной группы (ТКГ) блокируются Россией.
«Список требований в минской ТКГ, который выдвигает Россия, не уменьшился и остается таким же, как и был после 2015 года, а украинская сторона даже с тем энтузиазмом, который появился в 2019 году, не может пойти на эти широкие компромиссы», – подчеркивает Мария Золкина.
Закон с «законсервированными» составляющими
Политолог и аналитик Международного информационно-аналитического центра «Развитие Украины» Александра Решмедилова считает, что принятие закона «об особом статусе» позволяет Киеву оставаться в переговорном процессе.
«Ранее в этом году было анонсировано, что мы увидим некоторые новые разработки уже новой власти, их видение тех обязательств, которые брал на себя и Зеленский. Что-то что можно было адаптировать по итогам парижского коммюнике – в том числе и формулу Штайнмайера», – говорит Александра Решмедилова корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Она отмечает, что в коридорах украинской власти подтверждают правовой и дипломатический путь урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе, в основе которого лежат Минские соглашения.
«Звучит также мнение о том, что Минским соглашениям нужен некое обновление, но переговоры в Трехсторонней контактной группе не особо показали свою эффективность, возможен ли апдейт в такой ситуации? Украинская сторона последовательность договоренностей, которые подписаны в Минске, не особо намерена выполнять, готовы ли к этому остальные стороны?» – подчеркивает Александра Решмедилова.
Вместе с тем она отмечает, что текущий год в минском процессе в официальном Киеве называют позитивным, указывая на разморозку переговоров в нормандском формате, снижение количества огня на линии соприкосновения на Донбассе, желание сторон провести обмен удерживаемыми лицами.
«Переговоры двигаются крайне медленно и непонятно насколько 2021 год будет более эффективным, но надежда остается», – считает Александра Решмедилова.