В Стамбуле десятки тысяч человек собрались, чтобы почтить память журналиста Гранта Динка, этнического армянина, убитого пять лет назад. Многие считают, что к убийству были причастны государственные структуры Турции. Однако во вторник суд постановил, что убийство не было результатом заговора, что вызвало волну критики в стране и за рубежом.
«Мы требуем справедливости для Гранта!», — скандировали сторонники убитого армянского журналиста. Десятки тысяч человек прошли по центру Стамбула до редакции турецко-армянской газеты Agos, редактором которой был Динк, таким образом отметив пятую годовщину гибели журналиста. Наряду со скорбью, участники демонстрации выразили свое возмущение.
Во вторник суд признал виновным человека, обвиненного в подстрекательстве к убийству, но оправдал 19 человек, которым были предъявлены обвинения во вступлении в преступный сговор. Друзья и сторонники Динка считают, что справедливость не восторжествовала.
Динк был застрелен возле своего офиса 17-летним националистом Огюном Самастом, которого приговорили к 22 двум годам тюремного заключения.
Однако родные Динка и его сторонники утверждают, что убийство было организовано высокопоставленными должностными лицами из государственных структур. Динк неоднократно был объектом нападок со стороны националистов и государства за то, что он называл геноцидом массовые убийства армян в Турции во время Первой мировой войны. Незадолго до своей смерти он был осужден за оскорбление турецкого государства.
Представитель американской правозащитной организации Human Rights Watch в Турции Эмма Синклер Уэбб говорит, что при наличии стольких фактов, свидетельствующих о причастности государства к убийству Динка, решение суда вызывает глубокую обеспокоенность:
«Если вы армянский журналист в Турции, вас могут убить, а ваши убийцы, тесно связанные с государством, каким-то образом так и не окажутся под следствием. Государственные органы не понесут ответственности. Именно об этом говорит решение, принятое по этому делу. В более широком контексте все это происходит в атмосфере преследования тех, кто находится в оппозиции по отношению к правительству, и репрессий, особенно в отношении курдских журналистов».
Правящая партия Турции, ПСР, все чаще подвергается критике в связи с этим делом. Многие считают, что эта партия руководит наступлением на тех, кто выступает против демократии.
Политолог Ченгиз Актар из стамбульского университета Бахчесехир говорит, что приговор по делу Динка является тревожным сигналом для Турции:
«У нас всегда существовали различия между правительством и государством. Когда ПСР только пришла к власти, государство фактически работало против этой партии. Однако теперь всякие различия стерлись. Партия и государство – это одно и то же. Очевидно, что демократическим преобразованиям в Турции постепенно приходит конец. Это значит, что возвращаются старые силы, старая элита и старые привычки».
Заместитель премьер-министра Турции Булент Аринч признал, что приговор заслуживает критики, и заявил, что он может быть обжалован.
Однако сторонники Динка, протестующие по поводу приговора, сомневаются в том, что справедливость восторжествует.
Сейчас они готовятся к продолжительной борьбе за справедливость с системой правосудия. Многие считают, что исход этой борьбы покажет, действительно ли правительство намерено следовать курсом демократических реформ.
Участники демонстрации выразили возмущение решением суда