Линки доступности

Армянская церковь Диярбакырa в центре межэтнического конфликта


Диярбакыр
Диярбакыр

Bозобновление боевых действий между турецкими войсками и курдскими повстанцами угрожает существованию армянской общины

Когда-то в турецком Курдистане жили сотни тысяч армян. Однако в 1915 году произошло то, что многие сегодня называют «геноцидом» армян – практически все армянское меньшинство региона было уничтожено. Hемногочисленных армян города Диярбакыра на юге Турции очень обнадежило недавнее восстановление и повторное открытие одной из крупнейших армянских церквей в регионе.

Однако возобновление боевых действий между турецкими правительственными войсками и курдскими повстанцами РПК угрожает существованию маленькой армянской общины.

В прошлом году на одной из служб в недавно отреставрированной армянской церкви Surb Giragos прозошла встреча армян города с представителями международной армянской диаспоры.

Восстановление церкви стало мощным символом надежды на возрождение общины армян в Турции.

Но эта надежда исчезла, когда турецкое правительство экспроприировало Surp Giragos и шесть других церквей.

Представитель фонда Surp Giragos Гаффур Туркай, рассказал «Голосу Америки», что экспроприация вызывает у него мрачные воспоминания о прошлом. «Закон гласит, что наши церкви экспроприированы, – поделился он. – Но когда мы спрашиваем, власти говорят, нет, это не так. Мы испытывали подобное и раньше. В 1936 году у нас отняли всю нашу собственность, и мы все еще продолжаем бороться, чтобы снова войти в свои права. Все это для нас не ново, мы обеспокоены и боимся, потому что блуждаем во тьме».

Споры по поводу экспроприации является последним из целой цепи собырий, сопровождающих попытки восстановить исторический квартал Диярбакыр, который был сильно поврежден за многие месяцы боевых действий между курдскими повстанцами и силами службы безопасности страны.

Местные органы власти, находящиеся под контролем прокурдской партии HDP, в рамках проекта по превращению Диярбакыра в многонациональный религиозный центр, частично финансируют восстановление Surb Giragos.

Как утверждает политолог Ченгиз Актар, церковь имеет огромное символическое значение. «До геноцида Диярбакыр был армянским городом. Теперь здесь почти никого не осталось, и восстановление этой церкви играет важнейшую роль. Занимаясь восстановлением этой церкви и армянская община и местные власти обретают новую уверенность в себе. Проект по реконструкции церкви также имел большой резонанс в армянской диаспоре по всему миру».

Церковь Surb Giragos стала тем местом, где проживающие в регионе этнические армяне, чья семьи были обращены в ислам, вновь открыли свое национальное самосознание и свою веру. Но возобновившаяся борьба между РПК и правительственными силами воскресила старые предрассудки и предубеждения населения в отношении этнических армян.

Министры правительства связывают армян с курдскими повстанцами, по всему городу можно увидеть антиармянские граффити, предположительно, сделаные турецкими силами безопасности.

Один из членов этнической армянской общины Диярбакыра, пожелавший остаться неизвестным, рассказал «Голосу Америки», что вся община живет в страхе.

«Повсюду страх, сказал он. Страх сидит во всех нас. То, что было сделано с армянами в 1915 году сегодня делают с курдами. Это тот же самый менталитет, та же самая логика. Ведь это уже было с нами - геноцид, смерть. Мы не хотим заново пережить это», - сказал он.

Год назад в Диярбакыре отметили начало третьего года со времени прекращения огня между правительством и повстанцами РПК. Перемирие позволило городу и его жителям вспомнить о том, насколько он был многонациональным в прошлом, сколько в нем было представлено религий. Символом всего этого стало восстановление церкви Surb Giragos.

Наблюдатели утверждают, что возвращение войны заменило надежду на страх, особенно у крошечного армянского меньшинства.

XS
SM
MD
LG