Линки доступности

В Вильнюсе прошел фестиваль «Зона Свободы»


Эмблема фестиваля «Зона Свободы» в Вильнюсе
Эмблема фестиваля «Зона Свободы» в Вильнюсе

Звучали песни, личные воспоминания, а российские гражданские активисты и оппозиционно настроенные артисты рассказывали о важности поддержки инакомыслия в условиях усиливающегося авторитаризма

В Вильнюсе прошел очередной фестиваль «Зона Свободы». Это серия международных мероприятий, нацеленных на популяризацию проблемы политических заключенных в России. Среди главных целей фестиваля - финансовая поддержка семей узников совести и обеспечение достойного уровня защиты для самих политзаключенных. Идея фестиваля принадлежит дочери публициста левого толка Бориса Кагарлицкого Ксении.

В феврале 2024 года Апелляционный военный суд Московской области назначил Кагарлицкому пять лет отбывания в исправительной колонии общего режима, признав его виновным по статье виновным по статье 205.2 Уголовного кодекса РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма»).

«Мы хотим помочь родственникам и близким тех, кто пострадал за свою политическую позицию»

Федеральный координатор движения «Весна», журналист, один из организаторов нынешнего фестиваля Лукаc Жевалис рассказал корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что изначально фестиваль здесь планировался на лето, но поскольку мероприятий в литовской столице проходит много, а волонтеров не хватает, то прошлось отложить вильнюсскую «Зону Свободы» на конец ноября.

«Мне кажется очень важным то, что все мы хотим помочь родственникам и близким тех, кто пострадал за свою политическую позицию. А такие мероприятия дают людям возможность собраться вместе, посмотреть друг другу в глаза и ощутить силу сообщества. Нас не так много, мы все травмированы после того, как уехали (из России), поэтому очень важно оставаться вместе и держаться друг за друга», - поделился мыслями молодой человек.

Лукас Жевалис, координатор движения «Весна»
Лукас Жевалис, координатор движения «Весна»

Отметив важность поддержки Украины, Лукас Жевалис подчеркнул, что гуманитарные акции помощи российским политзаключенным никак этому не противоречат. «Наоборот, мы видим, как много людей эта троица (Юлия Навальная, Владимир Кара-Мурза и Илья Яшин) собрала в Берлине. И заключает, что российским политзаключенным, дезертирам и отказчикам от военной службы помочь некому, кроме самих же россиян.

«Людей нужно выдергивать из апатии»

Среди артистов, пришедших на вильнюсский фестиваль, был и Иван Алексеев, более известный, как рэпер Noize MC. Во время так называемой «музыкальной паузы» он исполнил три песни: «Сохрани мою речь», «Voyager» и «Светлая полоса». В первой использованы строки Осипа Мандельштама, которого Иван назвал предшественником нынешних политзаключенных.

В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» прежде всего он обратил внимание на то, что не впервые принимает участие в акциях в поддержку политзаключенных. «Я считаю это очень важным делом и довольно часто откликаюсь на подобные предложения», - признался Иван. И привел конкретный пример: «Я дважды выступал на подобных мероприятиях в Хельсинки, и у второго из них, кажется, достаточно сильно пересекается оргкомитет с сегодняшним фестивалем».

Иван Алексеев (рэпер Noize MC)
Иван Алексеев (рэпер Noize MC)

Свое участие в правозащитных акциях Noize MC объясняет так: «Мы живем в таком безудержном и стремительном информационном потоке, что закономерным образом от обилия самых разных, чудовищных новостей люди просто не только забывают о существовании такого явления, как политзаключенные, но и сострадания просто не хватает на всех. И людей просто нужно выдергивать из апатии, в которую они закономерно так или иначе приходят в какой-то момент. Поэтому важно быть маяком, который отправляет сигналы в общественное пространство, чтобы напоминать людям о существовании такой проблемы».

Подобно предыдущему собеседнику «Голоса Америки», Иван Алексеев не видит противоречий между поддержкой Украины и помощи российским политзаключенными. «Ведь эти люди, особенно те, кто был арестован недавно, лишились свободы именно из-за поддержки Украины. И среди них огромное количество осужденных по соответствующим статьям. Это имеет и к поддержке Украины прямое отношение. А разговоры, направленные на дискредитацию такой позиции — это пустое, и я не обращаю на них никакого внимания, я иду дальше и делаю то, что считаю нужным», - отмечает российский рэпер.

«Я надеюсь, что людям захочется поделиться историями, которые они сегодня услышат»

Член Антивоенного комитета Анастасия Шевченко во время своего выступления со сцены фестиваля «Зона свободы» назвала те времена, когда она сама находилась под домашним арестом, «вегетарианскими по сравнению с нынешними». Хотя лично для нее это был очень тяжелый период жизни, ведь тогда она потеряла свою дочь, и на похороны ей пришлось идти с электронным браслетом на ноге.

В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» она рассказала, что для нее нынешний фестиваль - необычный формат участия в подобных акциях.

«Это и концерт, который проходит в баре, а мы сегодня говорим об очень серьезных вещах. Меня попросили рассказать о моем деле, и я о нем кратко расскажу. Я пришла в футболке с поддержкой ребят, арестованных по так называемому «Маяковскому делу». Там мой друг Артем Камардин, который скоро поедет по этапу, поэтому я хочу рассказать про него и про родственников политзаключенных, которые к нам обратились. Мы с ними пару дней назад общались online. Очень важно было послушать о том, чего не хватает политзаключенным в России и их семьям», - отметила Шевченко.

Анастасия Шевченко, член Антивоенного комитета
Анастасия Шевченко, член Антивоенного комитета

По данным правозащитного медиапроекта avtozak live, сейчас в России более трех тысяч политических заключенных. «И это не только те, кто в списках "Мемориала" и "ОВД-Инфо", но самый широкий список ведет как раз avtozak live, - утверждает она. - Там, например, указаны 54 несовершеннолетних политзаключенных. А если посчитать еще и более шести тысяч украинцев, которые сидят (в российских тюрьмах и колониях - А.П.), то будет огромная цифра. Мы раньше думали, что у нас репрессии не такого масштаба, как в Беларуси, но мы уже за год их догнали и перегнали, и машина репрессий не останавливается».

Говоря об эффективности таких мероприятий, как фестиваль «Зона свободы», Анастасия Шевченко отмечает: «Я надеюсь, что людям захочется поделиться историями, которые они сегодня услышат. Я не вижу особенной сложности с письмами политзаключенным, кто хочет, тот давно это делает, это занимает мало времени и легко становится привычкой. Я, например, каждый день отправляю письма, и мне это не сложно. И, поскольку я в переписке со многими политзаключенными, то знаю, что главное для них - это внимание, им нужно, чтобы о них говорили, чтобы на маршах и митингах были плакаты с их лицами. И не только с лицами известных и медийных политзаключенных, но и теми, кто не столь популярен. Они, возможно, не столь красивы и харизматичны, но от этого они страдают в заключении не меньше. И вот это важно», - подытоживает член Антивоенного комитета.

«Очень много в России людей, которые против это проклятой войны»

Гражданская активистка, участница «Pussy Riot» Ая Ниязова также подчеркнула важность солидарности, в том числе - международной - с российскими узниками совести. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» она рассказала, что ей помогло швейцарское посольство. «Они приходили ко мне, была на всех моих судебных заседаниях, освещали этот несправедливый процесс (над участницами «Pussy Riot» - А.П.). Если бы не было этого международного вмешательства, не знаю, говорили бы мы сегодня с вами, осталась бы я в живых, или нет», - признается активистка.

Ая Ниязова, участница «Pussy Riot»
Ая Ниязова, участница «Pussy Riot»

И эмоционально подчеркивает: «Соответственно, архиважно, чтобы чем больше людей поддерживают политзаключенных, тем лучше. Путин сейчас в Украине убивает людей, и я понимаю, что он нарушил не просто права политзаключенных, а базовое право людей на жизнь забирает. И этому человеку уже все равно. Но хотя бы есть маленькая надежда (на улучшение ситуации). И чем больше мы об этом говорим, чем больше об этом кричим... потому что очень много в России людей, которые против это проклятой войны, против путинского режима. Их сажают в тюрьмы, и они не должны безымянно там исчезнуть. Мы не должны допустить Гулага, как при Сталине с миллионами смертей, а я думаю, что этот негодяй может и до этого дойти. Поэтому пока мы можем трубить, можем кричать, мы должны это делать».

Форум

XS
SM
MD
LG