Линки доступности

День памяти украинских журналистов: мартиролог из 70-ти имен


Георгий Гонгадзе
Георгий Гонгадзе

В шестнадцатую годовщину гибели Георгия Гонгадзе украинские журналисты требуют от власти назвать основных заказчиков преступления

КИЕВ – Профессия журналиста в Украине продолжает оставаться опасной: ни одно из громких дел – будь-то об избиении или даже об убийствах журналистов – до сих пор не раскрыто. Об этом говорится в совместном заявлении от имени Национального союза журналистов Украины, Института массовой информации и других организаций по случаю Дня памяти украинских журналистов.

День памяти украинских журналистов ежегодно отмечается в каждую третью пятницу сентября. В 2016 году эта дата совпала с годовщиной убийства журналиста Георгия Гонгадзе.

«Мы, представители украинских медиа-организаций, в день шестнадцатой годовщины исчезновения Георгия Гонгадзе, обращаемся к президенту Украины, премьер-министру, министру внутренних дел, генпрокурору с требованием системно проводить оперативные и качественные расследования агрессии против журналистов. Осознавая, что уже прошло более пятнадцати лет со дня убийства журналиста Гонгадзе, мы призываем власти определиться окончательно по поводу возможности установить заказчиков убийства Гонгадзе, и назвать основных подозреваемых в заказе преступления», – говорится в заявлении Национального союза журналистов Украины.

«Коллеги испытывают большие риски, не только находясь в «горячих точках» на востоке страны, но и просто поднимая резонансные темы и ставя неудобные вопросы власти. И ни одно из громких дел – будь-то об избиении или даже об убийствах журналистов – до сих пор не раскрыто», – подчеркивается в сообщении Национального союза журналистов Украины.

Интернет-сайт «Детектор медиа» напоминает о том, что журналист, основатель интернет-издания «Украинская правда» Георгий Гонгадзе исчез в Киеве 16 сентября 2000 года. В ноябре того же года в лесу в Киевской области было обнаружено обезглавленное тело, которое, по выводам экспертов, мог принадлежать журналисту. В 2009 году в Киевской области были найдены останки черепа, которые, по данным экспертизы, принадлежат журналисту, отмечается в сообщении «Детектор медиа».

Издание отмечает, что 20 июля 2016 в результате взрыва автомобиля в Киеве погиб украинский журналист Павел Шермет. Убийство квалифицированно прокуратурой Киева по статье «умышленное убийство, совершенное способом, опасным для жизни многих лиц».

В редакционной статье Украинского национального информационного агентства подчеркивается, что «журналистский мартиролог был открыт почти сразу с получением Украиной независимости».

«С тех пор, за 25 лет, в Украине погибли более 70 журналистов. Среди них – люди, которые придерживались разных политических взглядов, потому что имели на это полное право, ведь они были свободными гражданами и жили в демократической стране. Но они были убиты именно за то, что их взгляды не совпадали с мировосприятием убийц», – отмечается в статье «Укринформа».

Вместе с тем, ряд украинских медиа-экспертов и политологов отмечают негативное влияние украинской власти на развитие свободы слова в стране, несмотря на демократические изменения, прошедшие в стране.

«Методы» 90-х и журналистика

Политолог, эксперт Агентства политического консалтинга «Фабрика медиа» Алексей Курпас говорит о том, что гибель многих украинских журналистов – это свидетельство отсутствия процесса развития общества.

«Я говорю сейчас, как журналист: гибель журналистов, как и гибель известных спортсменов или политиков… к сожалению украинское общество в плане развития все также остается на уровне криминальных 90-х годов, где многое решалось в приказном порядке, а «методы» влияния остались те же самые. Поэтому ничего не меняется за прошедшие двадцать лет ни в журналистике, ни в бизнесе, ни в политике», – говорит Алексей Курпас корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Алексей Курпас считает, что в целом, украинские журналисты работают в тех же условиях несвободы, что и российские коллеги.

«В Украине есть еще возможность выбрать, кто будет финансировать работу журналиста, в России этого уже нет – там все идет из одного потока», – отмечает Алексей Курпас.

«Примитивная информация» как уровень развития общества

Украинский медиа-эксперт Сергей Рачинский считает, что отношение общества к журналистам и журналистике в целом определяется тем экономическим состоянием, в котором находится большинство граждан страны.

«В стране, в которой систематически подавляются рыночные отношения, не могут возникнуть потребности в качественной и эффективной журналистике. В этом просто нет необходимости. Уровень жизни людей, их потребность в информации, в обмене информацией очень сильно зависит от того, насколько развиты экономический, социальные рынки и условия для жизни. Эти сферы жизни очень плотно связаны друг с другом. Если одна из сфер угнетается, соответственно умирает потребность в информации. Гражданам, оказывается, достаточно получить «примитивную информацию»: о погоде, курсе доллара, и ценах на продукты», – говорит Сергей Рачинский корреспонденту Русской службе «Голоса Америки».

Помимо отношения гражданского общества к журналистике, как одной из сфер общественной и политической жизни страны, Сергей Рачинский указывает на недостаточный уровень уважения к профессии журналиста.

«Если мы хотим, чтобы граждане начали уважать работу журналистов, у них возникала потребность в их труде, в получении качественной информации, необходим рост уровня жизни простого украинца. С другой стороны, журналистика также находится в ситуации, которую формирует государственная политика», – отмечает Сергей Рачинский.

Он считает, что украинская журналистика в целом, пока может себя тешить надеждой, что она способна выражать самостоятельную позицию. Одной из главных бед современной украинской журналистики Сергей Рачинский называет вынужденное сотрудничество журналистов с государством.

«Журналист действительно должен быть независимым и автономным, но не может оторваться от той среды, которая финансово его держит. Более того, единицы пытаются нащупать этот баланс (независимой работы – Т.Б.), но рано или поздно все равно начинаются репутационные проблемы. Средства массовой информации вынуждены обслуживать государство, его политику, при этом отчасти понимая, что происходит. Им приходится порой сглаживать, «упаковывать» в приличную форму все, что происходит в стране, призывать граждан ожидать лучшего, когда ждать уже нечего», – отмечает Сергей Рачинский.

О «темных временах» и профессиональном росте

“ксперт Института политического образования Александр Солонтай считает, что «темные времена» в украинской журналистике прошли, и сейчас наступает время для профессионального роста в сфере журналистики.

«Даже на телевидении, где очень четко проявляется редакционная политика, пытаются демонстрировать несколько точек зрения на проблему, несмотря на то, что некоторые политические силы допускаются в эфир, а некоторые не допускаются, мы можем видеть разнообразие политических и политологических взглядов. Темные времена в украинской журналистике прошли», – говорит Александр Солонтай корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Солонтай считает, до тех пор, пока украинская журналистика не станет бизнес-сферой, она будет находиться под влиянием политических и экономических процессов, происходящих в обществе.

«Медиасектору и журналистике недостает финансовой независимости, чтобы граждане платили за информацию, были подписчиками телевидения, интернет-каналов, сайтов, газет, журналов, а издатели и журналисты ориентировались не на спонсоров или олигархов, а исключительно на потребителей своей продукции. Мы видим, что с одной стороны журналисты могут говорить, что угодно, проводить серьезные антикоррупционные расследования, но медиа, в которых они работают, и редакционная политика зависима от собственников», – подчеркивает Александр Солонтай.

XS
SM
MD
LG