Линки доступности

Украина – за участие ООН в миротворческой миссии в Донбассе


Министр иностранных дел Украины Павел Климкин (архивное фото)
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин (архивное фото)

Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик конкретизировал предложения по урегулированию ситуации на востоке Украины, предусматривающиее международный военный и полицейский компоненты

КИЕВ – Украинские политики отмечают необходимость реализации плана по введению миротворческой миссии ООН на Донбасс, комментируя предложение спецпредставителя ОБСЕ по Украине Мартина Сайдика по урегулированию ситуации на Донбассе.

Первый заместитель председателя Верховной Рады Ирина Геращенко на своей странице в Фейсбуке отметила, что «мирный план у нас есть».

«И его обнародовал президент Порошенко, и не в австрийской газете, а с трибуны ООН. Мы давно выступаем за введение миротворческой миссии ООН на Донбасс. Правда, блокирует это одна страна – Россия», – подчеркнула Ирина Геращенко 30 января.

Украинский политик напоминает, что «существуют Минские соглашения, которые грубо нарушает одна страна – член ОБСЕ».

«Это Россия. Именно поэтому и только поэтому на Донбассе продолжается война, работа групп заблокирована, переговорный процесс деградирует. И мы искренне ждем от посла Сайдика ответственного заявления о деструктивной позиции России как на Донбассе, так и в группах, и активно позицию – в Трехсторонней контактной группе. Чтобы разблокировать процесс освобождения заложников. Чтобы работал режим тишины», – подчеркнула Ирина Геращенко.

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил журналистам 29 января, что план спецпредставителя ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартина Сайдика по урегулированию ситуации на Донбассе не содержит принципиально новых предложений и требует дальнейшей доработки.

«Никакого принципиально нового плана нет. Господин Сайдик представил в конце прошлого года свое видение. Это предложения, над которыми еще нужно работать», –сказал Павел Климкин, сообщает информационное агентство «Интерфакс-Украина».

Министр иностранных дел Украины подчеркнул, что «по форме, только по форме, там есть определенный прогресс».

План Сайдика

Напомним, что Мартин Сайдик сообщил в австрийской газете Kleine Zeitung, что новый план мирного урегулирования конфликта на Донбассе, который может заменить Минские договоренности, должны утвердить страны «Нормандской четверки» – Украина, РФ, Франция и Германия.

Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик (архивное фото)
Спецпредставитель ОБСЕ Мартин Сайдик (архивное фото)

Кроме совместной миссии ООН и ОБСЕ (с военным, полицейским компонентами и международной администрацией в отдельных районах Донецкой и Луганской областей), концепт также предусматривает организованное Евросоюзом агентство по восстановлению Донбасса, сообщает Укринформ.

«В течение последних лет мы увидели, что в Минских договоренностях является не совсем четким. Важным моментом является то, что для реализации центрального элемента – проведения местных выборов – требуется помощь извне. Мы пришли к выводу, что это может быть только ООН. У ОБСЕ задача оценивать избирательный процесс, а поэтому она не может организовывать выборы. К тому же, добавляется аспект безопасности», – заявил Мартин Сайдик.

По итогам переговоров, прошедших в Минске 30 января, Мартин Сайдик заявил о полной приверженности Минским соглашениям.

«Опираясь на свой трехлетний опыт работы, хочу еще раз подчеркнуть свою полную приверженность Минским соглашениям и личную убежденность в их необходимости и безальтернативности для мирного решения конфликта на востоке Украины. Это наша общая задача», – сказал Сайдик, сообщает «Интерфакс-Украина».

В России придерживаются Минских соглашений

Интервью Мартина Сайдика, в котором он предлагает возложить решение внутриукраинского конфликта на ООН, вызывает удивление. Об этом 29 января заявил полпред России в контактной группе Борис Грызлов.

«Нам не хотелось бы думать, что спецпредставитель ОБСЕ расписывается в своей несостоятельности и неготовности решать поставленные перед контактной группой задачи. Задачи, которые мы, несмотря на сложности и откровенное противодействие со стороны Украины, решаем уже на протяжении долгого времени, добиваясь конкретных результатов», – сказал Борис Грызлов, сообщает ТАСС.

Он также добавил, что Трехсторонняя контактная группа подтвердила приверженность Минским соглашениям.

«Участники Контактной группы подтвердили, что разрешение внутриукраинского конфликта возможно только на основе минских соглашений. Комплекс мер по их реализации поддержан решениями нормандского формата и резолюцией Совета Безопасности ООН. Это – единственно возможная основа для урегулирования внутриукраинского конфликта», – сказал полпред России на переговорах в Минске.

Напомним, что в ночь с 11 на 12 февраля 2015 года в Минске представители от Украины, России, ОБСЕ, а также самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР согласовали и подписали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений для урегулирования ситуации на Донбассе.

Документ содержит тринадцать пунктов и несколько примечаний, среди которых: «освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; право на языковое самоопределение» и другие.

Важные пункты из Минских соглашений

Руководитель международных программ Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Виталий Мартынюк отмечает, Минские соглашения – первыее и вторые были актуальными на момент их подписания.

«Для Украины они отыграли свою роль – резко сократилось количество жертв за счет деэскалации ведения боевых действий. Сократилось количество погибших, и Украина получила время, чтобы усилить свою обороноспособность при угрозе вторжения со стороны России», – говорит Виталий Мартынюк корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Эксперт подчеркивает, что нормандский формат на протяжении российской агрессии против Украины остается наиболее действенной международной площадкой для переговоров.

«И сегодня нормандский формат является единственным переговорным форматом между Украиной и Россией при посредничестве Франции и Германии. Сегодня нужно принимать новые договоренности они должны быть подписаны Россией и Украиной, и отвечать всем международным нормам, иметь четкий механизм их имплементации, тогда они сработают», – подчеркивает Виталий Мартынюк.

Он считает, что ряд пунктов Минских соглашений – прекращение огня, выведение российских наемников с оккупированных территорий, отведение российских военных подразделений за границы Украины, беспрепятственный доступ гуманитарной помощи – эти требования актуальны для любых договоров.

«Что касается политической части Минских соглашений, «особого статуса» для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, то объективно, он вводится на короткий отрезок времени в период восстановления украинского государственного управления на этих территориях, по законам Украины. Этот статус не следует путать с автономией. Это просто короткий режим управления на деоккупированных территориях», – отмечает Виталий Мартынюк.

По его мнению, какой бы международный формат урегулирования конфликта ни был предложен для Донбасса, есть одно требование, которое должно быть незыблемым: получить твердые гарантии подписания такого документа со стороны России.

О том, что нужно Москве

Председатель правления Центра стратегических исследований Павел Жовниренко называет «сложным механизмом» озвученный план Мартина Сайдика.

«Мартин Сайдик говорит о том, что для урегулирования на Донбассе нужны две международные организации – ОБСЕ и ООН и некий координатор от них. Мы знаем, что такое международное право, часто сложно разобраться с тем, что нужно делать в формате участия одной международной организации. Тем более, что предлагаются «голубые каски» ООН, а это значит, что у России появляется возможность влияния на них на Совете Безопасности через право «вето», что гипотетически усложняет задачи урегулирования на оккупированных территориях», – говорит Павел Жовниренко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По его словам, ситуация с Минскими соглашениями демонстрирует миру необходимость возвращения к выполнению норм Будапештского меморандума.

«Тема Будапештского меморандума токсична для тех, кто его подписывал, для гарантов этого соглашения – Соединенных Штатов, Великобритании, России и присоединившейся Франции. Но закон – есть закон, каждый должен отвечать за свою подпись. То, что подписанты обещали Украине, которая добровольно освободилась от ядерного оружия, нужно выполнять», – подчеркивает Павел Жовниренко.

Вооруженные конфликты на постсоветском пространстве – в Грузии, Украине, Молдове, между Арменией и Азербайджаном, по его словам, необходимы России для удерживания молодых демократий в зоне влияния своей политики.

«России нужен не Донбасс, России нужна вялотекущая война, нестабильность в стране, которая готова к реформам, евроатлантическому развитию, движению вперед. Конфликты в Грузии, Молдове, Карабахе, Украине необходимы России, чтобы показать, что будет, если страны будут развиваться не так как нужно Москве», – подчеркивает Павел Жовниренко.

XS
SM
MD
LG