Стремительные события в Сирии, повлекшие за собой уход с политической арены режима Ассада, заставили организаторов очередной онлайн-встречи в Фонде Карнеги за международный мир скорректировать повестку дня, объявленную несколько дней назад.
Гостями вебинара, проходившего в рамках дискуссионно-аналитического цикла Carnegie Connects, стали бывшие руководители разведывательного сообщества Израиля Эфраим Галеви (Efraim Halevy) и Ами Аялон (Ami Ayalon). Спустя год с небольшим после начала войны Израиля с «Хамасом», подчеркнул модератор встречи Аарон Дэвид Миллер (Aaron David Miller), Ближний Восток остается зоной активных боевых действий, конца которым не видно. Миллер – ведущий аналитик Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) по проблемам региона, бывший многолетний сотрудник Госдепа, главная сфера интересов которого - Ближний Восток.
Рука на пульсе
Миллер увидел сходство в резонансе трагических событий 7 октября 2023 года, когда «Хамас» злодейски напал на мирных израильтян, и нынешнем коллапсе в Сирии диктатуры семейства Ассада, правившей 53 года.
«Это очень разные события, - заметил модератор, - но их объединяет то, что для всех нас они стали полной неожиданностью. Можно сказать, что мы их проморгали. Почему?»
«По поводу Сирии давайте признаемся: она стала сюрпризом и для самих повстанцев., - сказал Эфраим Галеви. –Так сложился паззл, так медленно, но верно зрела катастрофа для диктаторского режима. Ведь задумайтесь, алавиты – религиозное меньшинство, которые составляют чуть больше десяти процентов населения Сирии, – находилось у власти более полувека, и потеряло ее именно сейчас. Конечно, наши коллеги в Америке внимательно следили за ходом боевого противостояния Ассада и его оппонентов. Для них сокрушительное падение Ассада ставит ряд неотложных вопросов. Но как бы ни развивались события, можно быть уверенным, что США будут держать руку на пульсе. Ведь Америка всегда стремится оказаться в одном лагере с победителем».
Эфраим Галеви (Efraim Halevy) - израильский адвокат и эксперт разведки, был членом руководства «Моссад» на протяжении двадцати восьми лет и пять лет занимал пост заместителя директора этой разведслужбы. В 1996-98 гг. являлся послом Израиля в Европейском Союзе. В 1998 году был назначен главой «Моссад» (девятым по счету) и служил в этом качестве до 2002 года при трех премьер-министрах – Биньямине Нетаньяху, Эхуде Бараке и Ариэле Шароне.
Чем провинился Сократ?
Сирийскую тему продолжил Ами Аялон (Ami Ayalon), адмирал в отставке, израильский военачальник и государственный деятель, командующий ВМС Израиля в 1992-1995 годах. Награжден высшим военным отличием Израиля - медалью «За героизм». В 1996-2000 годах возглавлял спецслужбу «Шабак» (другое название «Шин-Бет»). Был министром без портфеля в 31-м правительстве Израиля. Являлся членом Кнессета.
«Почему наши военные эксперты, наблюдавшие, куда все движется в Сирии, хранили долгое молчание? - сказал Аялон. – Помните, почему был приговорен к смерти Сократ? Потому что он задавал слишком много вопросов. А в военном сообществе, если ты хочешь сделать карьеру, надо помалкивать и не задавать вопросы».
«Мы живем на вулкане, - продолжал он. - И никто не знает, когда и где в нашем регионе произойдет очередное извержение, и каким по масштабу оно будет. Но с другой стороны, я полагаю, что последние события в Сирии благоприятны для Израиля и обеспечения нашей безопасности. Раньше мне казалось, что в давнем споре Фукуямы с его «концом истории» и Хантингтона, выдвинувшего концепцию «столкновения цивилизаций», прав Хантинготон. Сегодня нужно сделать поправку: на Ближнем Востоке сталкиваются между собой не разные цивилизации, а отдельные фракции одной, исламской цивилизации».
Отвечая на вопрос модератора, каким образом Израиль может обернуть в свою пользу смену власти в Сирии, Галеви сказал: «Мы должны максимально использовать наблюдаемый сегодня уход России и Ирана из Сирии. Использовать в первую очередь, военными действиями. Так, мы уже вошли на территорию сирийских Голанских высот. Нами уничтожено примерно 80 проц. сирийской военной машины. Мы должны форсировать этот процесс. Если в Сирию войдут вооруженные формирования из некоторых других стран, то это может угрожать безопасности Израиля».
Продолжая тему Сирии, Аялон подчеркнул смешанный характер сил, пришедших к власти в Дамаске.
«Смотрите, как они неоднородны, - заметил он. – Это представители разных ветвей ислама, не самых лояльных одна другой этнических и религиозных группировок. Не будем забывать, что совсем недавно в Сирии бушевала гражданская война, лишившая жизни полмиллиона человек, а 11 миллионов сделала бездомными и беженцами. Люди там умирают от голода. Экономика полностью уничтожена. Эта страна – банкрот. Одновременно Сирия - зона огромных возможностей. Полагаю, что США, Саудовская Аравия и Эмираты должны немедленно придти в Сирию и помочь ей стать здоровым, преуспевающим государством».
«Необычная война»
Как констатировали участники дискуссии, война в секторе Газа продолжается, и обстановка там и на Западном Берегу остается крайне напряженной. Хотя соглашение о временном прекращении огня несколько остудило страсти на израильско-ливанской границе, по их мнению, вероятность серьезной эскалации между Израилем и Ираном остается высокой. Неопределенность в ближневосточном регионе панелисты во многом связывают со сменой караула в Вашингтоне, где на смену администрация Байдена идет команда новоизбранного президента Трампа. Сможет ли Израиль конвертировать свои недавние военные победы в стабильный мир и безопасность? Можно ли в этой связи считать боевые действия Израиля в секторе Газа против «Хамаса» успешными?
Оба гостя ответили на арследний вопрос утвердительно. В то же самое время Аялон отметил, что успешные военные операции в Газе и Ливане не сопровождались выработкой четких политических целей.
«Это как если капитан поднимает паруса в безветренном море, - заметил он. – Он не имеет ни малейшего представления, куда отнесет его судно. Да, мы выигрываем каждое сражение, но сказать так о всей войне было бы неверно. Нельзя отворачиваться от гуманитарного кризиса. Десятки тысяч палестинцев погибли и гибнут от рук израильских солдат. Да, происходящее там ужасно. Но это очень необычная война. Вот характерная картина. Днем он реальный араб-фармацевт или торговец, а ночью он – террорист и убийца евреев. У них нет военной формы, и опознать их крайне сложно. И тем не менее мы уничтожили всю военную структуру «Хамас», ликвидировали всех его главарей. Большинство жителей Газы не поддерживают радикальную повестку «Хамас». Аналогичным образом мы обескровили «Хезболлу» как прокси Ирана. Но мы должны думать о позитивной программе на будущее для Газы и Западного Берега, в частности, о концепте двух государств».
Эфраим Галеви коснулся темы заложников, которых вот уже больше года удерживают боевики «Хамас».
«Это очень болезненная тема, - сказал он. – Переговоры идут крайне медленно и неэффективно. Возможно, некоторых из них уже нет в живых, мы не знаем реальной ситуации. Очень печально, но шансы на их спасение с каждым днем уменьшаются».
Форум