Линки доступности

Сирия, «Аль-Кайда» и будущее стратегии США


Эксперт Американского института предпринимательства утверждает, что Америка не знает, с какой точно сетью борется

Год смерти Усамы бин Ладена ознаменовал время, когда «Аль-Кайда» в целом укрепилась. К такому выводу пришла аналитик Американского института предпринимательства Кэтрин Циммерман, представившая в Вашингтоне свой доклад «Сеть "Аль-Кайды" – новый подход к определению врага».

В результате проведенных исследований Циммерман заключила, что той «Аль-Кайды», стратегию борьбы с которой США разработали во времена президента Джорджа Буша-младшего, больше не существует.

«К тому времени, как мы убили бин Ладена, сеть уже трансформировалась и не была сконцентрирована вокруг одной фигуры, – подчеркивает Циммерман, говоря о децентрализации движения. – Сеть "Аль-Кайды" сегодня отличается приспособляемостью, сложностью и высокой сопротивляемостью».

Выводы Циммерман поддерживает конгрессмен Том Коттон, который до избрания пять лет служил в Вооруженных силах США в Ираке и Афганистане.

«"Аль-Кайда" сегодня децентрализована и состоит из сетей, целью которых является глобальный джихад», – отметил член Конгресса, выступая в Американском институте предпринимательства.

Коттон при этом выразил сожаление в связи с тем, что, по его словам, слишком много американцев поверило в то, что угроза «Аль-Кайды» для Соединенных Шиатов миновала. Он осудил сокращение военного бюджета США, назвав это «знаком потери воли». Конгрессмен также призвал не закрывать тюрьму в Гуантанамо, которая «является безопасным и гуманным центром содержания для террористов, для тех, кто совершил страшные преступления».

Директор Программы критических угроз Американского института предпринимательства Фредерик Каган отметил, что успешно претворявшаяся после 2001 года стратегия США, согласно которой «противник вместо того, чтобы думать, как атаковать нас, думал, как от нас защищаться», в последнее время перестает быть приоритетом, что в свою очередь, ставит под удар национальную безопасность США.

Ему вторит Циммерман, которая подчеркивает, что после вывода американских войск из Афганистана в 2014 году ситуация для США ухудшится. Причем, по ее мнению, не только для США: «Этот прогноз актуален, в частности, и для России. Боевики Исламского движения Узбекистана после 2014 года получат возможность более свободно передвигаться по региону, что не может не повлиять на ситуацию в Чечне».

При этом, по словам Фредерика Кагана, для «Аль-Кайды» Афганистан имеет «большее значение, чем какой-либо другой регион в мире по степени символизма, ведь именно здесь зародилось движение».

«Траектория, по которой США должны в данном случае действовать, это пристальное наблюдение за сетью "Хаккани", – говорит Каган. – Если мы уйдем в 2014 году, не вооружив силы безопасности Афганистана для борьбы с "Хаккани", она может захватить контроль над большой территорией, и вероятность того, что Афганистан вновь станет тихой гаванью для "Аль-Кайды", многократно возрастет».

Кэтрин Циммерман при этом подчеркивает, что децентрализация «Аль-Кайды» только помогает движению приобрести глобальный характер: «Сети, аффилированные с движением, распространены от Западной Африки до Азии».

Она также отмечает, что подсети «Аль-Кайды» и их структура очень сложны: «В сетях – очень высокий уровень персонального доверия, на котором основываются отношения. Лидеры обращаются друг другу как друзья. Они воевали на одной войне».

Вывод доклада Кэтрин Циммерман – основываясь на настоящей стратегии, США не смогут справиться с «Аль-Кайдой». Успешная стратегия, по ее мнению, должна стать глобальной.

«У нас должно быть четкое понимание угрозы и того, как мы будем взаимодействовать с этой угрозой», – поддерживает этот тезис Фредерик Каган.

Говоря о ситуации в Сирии, где «Аль-Кайда в Ираке» активно пытается расширить свое влияние и создать базу для рекрутирования, Каган говорит, что «после того, как в Сирии избавятся от Асада, в стране начнется новая фаза конфликта, когда умеренной оппозиции придется бороться с влиянием "Аль-Кайды в Ираке" и выводить их из поля влияния».

Соединенным Штатам в этой ситуации Каган рекомендует «дать сирийской оппозиции повод оставаться умеренной. Помогать им, чтобы они помогали нам».
  • 16x9 Image

    Юлия Савченко

    Журналист-международник cо стажем работы в России, Центральной Азии, Великобритании и США. На Русской службе "Голоса Америки" - с 2010 года. Освещает темы политики, международных отношений, экономики, культуры. Автор и ведущая программы «Настоящее время. Итоги»

XS
SM
MD
LG