Госдепартамент США высказал обеспокоенность в связи с возбуждением уголовного дела против экс-президента Грузии Михаила Саакашвили. Напомним, 28 июля Главная прокуратура Грузии приняла постановление о привлечении в качестве обвиняемого к уголовной ответственности бывшего президента страны.
Саакашвили было заочно предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий по делу о разгоне антиправительственной демонстрации 7 ноября 2007 года, вторжении в оппозиционную правительству Саакашвили телекомпанию «Имеди» и «завладении преступным путем имуществом владельца канала – Аркадия (Бадри) Патаркацишвили».
«Соединенные Iтаты встревожены возбуждением уголовного дела против бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Приверженность верховенству закона означает как соблюдение закона в демократических обществах, так и то, что правовая система не должна быть использована в качестве оружия политического возмездия.
Мы наблюдаем за этим и тесно связанными с ним делами, и продолжаем подчеркивать важность строгого соблюдения процессуальных норм и закона властями Грузии», – заявила 29 июля спикер Госдепартамента США Джен Псаки.
Ранее, «крайнее разочарование» в связи с выдвижением прокуратурой Грузии уголовных обвинений против экс-президента страны, высказали четверо американских сенаторов.
«Индульгенций не будет»
Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в своем комментарии о предъявленных Саакашвили обвинениях, заявил, что процесс расследования «абсолютно открытый» и что у всех заинтересованных лиц, в том числе, «у всех наших партнерских и дружественных государств», будет возможность «полностью, безо всяких ограничений проанализировать представленные в этом важном деле доказательства».
Премьер также заявил, что после прихода во власть правящей коалиции «Грузинская Мечта», правоохранительные органы и армия освободились от политического давления, все основные права граждан стали «полностью защищены», а также завершились «пытки людей в тюрьмах» и увеличилась свобода СМИ.
По его словам, правительство Грузии заинтересовано в «объективном расследовании» дел в которых обвиняется Михаил Саакашвили, так как, согласно Гарибашвили, «именно этим путем мы сможем сделать так, чтобы правовая система Грузии соответствовала высоким международным стандартам».
«Наша конечная цель – построить истинно демократическое и справедливое государство, где все граждане будут равны перед законом, и никто не будет стоять выше закона... Грузинский народ желает, чтобы была поставлена последняя точка в безнаказанности, которая многие годы царила в нашей стране. Грузинский народ требует от избранной ею власти создания такой системы, где за совершенное преступление по закону несет ответственность каждый гражданин и где должность не будет индульгенцией», – заявил премьер Гарибашвили в своем комментарии 29 июля.
«Контрпродуктивная политика»
Георгий Мчедлишвили, ассоциированный профессор из Университета Грузии, считает, что, несмотря на то, что правительство Михаила Саакашвили в ряде случаев привышало полномочия, тем не менее, на данном этапе возбуждение дела против экс-президента и его соратников может негативно сказаться на международном имидже страны, так как судебная система Грузии, «не совсем исправна».
«Одно из определений демократии следующее: "Демократия – это правление, при котором можно безопасно проиграть выборы". Но и у этой фразы есть двойной смысл. Да, при демократии не должно происходить сведения политических и иных счетов со своими проигравшими оппонентами.
Но с другой стороны, нахождение у власти не должно быть индульгенцией и гарантией того, что после потери власти все грехи и случаи превышения полномочий должны быть списаны», – отметил Георгий Мчедлишвили в комментарии для Русской службы «Голоса Америки».
Эксперт подчеркнул, что во время нахождения во власти правительство Михаила Саакашвили сделало «немало полезных дел» – таких как укрепление государственных институтов, улучшение инфраструктуры, успешная борьба с коррупцией и в частности, создание патрульной полиции.
Тем не менее, говорит Мчедлишвили, одновременно такие международные организации как Transparency International и Freedom House не раз отмечали как серьезные нарушения на выборах, так и наличие «элитарной коррупции» в верхних эшелонах власти.
Ссылаясь на международные доклады, эксперт утверждает, что во время правления партии Саакашвили происходило слияние бизнеса и политики, а политический плюрализм «практически дошел до нулевой отметки».
«В силу высокой централизованности тогдашнего правления, вполне вероятна причастность экс-президента к разгону демонстрации в ноябре 2007 года. В ходе разгона, следует помнить, были допущены многочисленные нарушения, о чем очень обстоятельно описано в отчете International Crisis Group.
Но при всем при этом, страна должна двигаться вперед и исправлять те недостатки, которые были допущены при предыдущем правительстве и по возможности, не допускать их самим», – считает Георгий Мчедлишвили.
По словам эксперта, многие действия нынешнего руководства «уже вызывают вопросы». В частности, в качестве примера, политолог назвал недавний арест бывшего мэра Тбилиси Гиги Угулава, который произошел во время предвыборного маратория.
Мчедлишвили утверждает, что подобные факты воспринимаются западными партнерами Грузии как «контрпродуктивная политика», мешающая Грузии вплотную заняться такими важными проблемами и вопросами, как например, имплементацией Ассоциированного Соглашения с Евросоюзом.
По его словам, данное направление сейчас «самое перспективное» и обещает Грузии значительный экономический и политический прогресс.
Еще одним поводом для беспокойства, по словам Мчедлишвили, является вопрос о том, насколько беспристрасный и обьективный был бы суд над Михаилом Саакашвили, если, чисто гипотетически, предположить, что экс-президент приедет в Тбилиси.
«Опыт предыдущих процессов над бывшими высокопоставленными чиновниками показывает, что вероятность этого не очень велика. И причина, скорее, всего даже не в том, что возможно давление на суд со стороны нынешнего руководства, а в очень низком профессионализме следователей и судей.
Поэтому, прежде чем предьявлять экс-президенту обвинения, часть из которых безусловно имеет под собой основания, необходимо просчитать то, как это будет воспринято в международном сообществе, а также обеспечить высокопрофессиональный уровень процесса», – резюмировал эксперт.