Линки доступности

«Черный понедельник»: российская экономика может свалиться в пике


Эксперты говорят о признаках разрастающегося кризиса российских финансов

24 августа российская валюта понесла существенные потери: после открытия торгов на московской бирже курс рубля по отношению к доллару превысил 70 рублей за единицу валюты США, а по отношению к европейской валюте поднялся выше 80 рублей за евро. Доллар, таким образом, поставил рекорд в своем укреплении относительно российской валюты – такого значения он не достигал еще никогда. Падение курса рубля произошло на фоне снижения цены на нефть марки Brent ниже 45 долларов за баррель и падения ценных бумаг на биржах в Азии, начавшегося с Китая.

При новостях о падающем рубле инвесторы начали избавляться от российских государственных ценных бумаг, перекладывая деньги в более надежные финансовые инструменты. Это означает, что российская экономика, и так испытывающая трудности с иностранной валютой вследствие снижения цен на нефть и санкций, получает дополнительный удар от бизнесменов, предполагающих дальнейшее падение рубля.

У некоторых пунктов обмена валюты в российских городах выстроились очереди, но в магазинах – другая картина: в отличие от снижения курса рубля в декабре прошлого года, в этот раз за валютным трендом не последовал покупательский бум, так как у людей гораздо меньше наличных после летних отпусков.

Хорошая мина при плохом рубле

При очевидно плохих экономических новостях представители российской власти делали парадоксальные заявления, в которых присутствовало удовлетворение от происходящего. В частности, глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков сообщил журналистам, что ослабление рубля ведет к дополнительным поступлениям в бюджет государства: «Расходы бюджета зафиксированы в неизменном виде, в конкретных цифрах, и очевидно, что расходы будут покрываться теми доходами».

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету Александр Тарнавский поддержал настрой своего коллеги: в интервью информагентствам он заявил, что при удешевлении рубля удастся получить больше денег за счет экспорта нефти, и казна только выигрывает от курсовой разницы: «С точки зрения формальной математики мы получим необходимое количество рублей».

Напомним, что недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев также сделал ряд оптимистичных заявлений о том, что предстоящие налоговые платежи и дополнительные валютные продажи экспортеров смогут укрепить курс рубля.

Насколько волатильна российская финансовая сфера, может ли она, падая, потянуть за собой всю российскую экономику? Каковы факторы, ухудшающие для России течение общемирового экономического спада?

Николай Вардуль: Может понадобиться «маленькая победоносная война»

Главный редактор «Финансовой газеты», экономист Николай Вардуль не видит в ближайшей перспективе возможностей какого-либо существенного улучшения экономической ситуации в России. По его мнению, высказанному в интервью «Голосу Америки», все будет лишь ухудшаться: «Нынешнее падение нефти – в какой-то степени отыгрыш явления на рынок Ирана, который, когда окончательно будут сняты санкции, естественно, сделает все, чтобы нарастить поставки. К сожалению для нас, его главные конкуренты – страны ОПЕК – тоже не сокращают своих поставок, никто не хочет уступать свою долю на рынке. Все они вместе борются против «сланцевиков», то есть, тех, чья добыча дороже».

Кроме Ирана, по словам эксперта, на состояние мировых финансов и цен на нефть будет оказывать серьезное влияние финансовая политика США: «Рано или поздно Федеральная резервная система все-таки поднимет ключевую ставку, и это – дополнительная угроза для нефти и рубля. Доллар подорожает, когда этот шаг состоится, и если доллар подорожает к основным валютам, то рынок так устроен, что он ищет какую-то компенсацию. Страховка от повышения цены доллара – это снижение цены нефти, потому что нефть котируется только в долларах. Так вот, когда ФРС будет поднимать свою ставку, начнется валютный шторм».

Николай Вардуль считает, что «самое плохое для России в этой ситуации – то, что повлиять сама на течение этой ситуации она не может при модели экономического развития, которая никак не изменилась с 1998-го, а если говорить честно – где-то с 1986 года. Это самое печальное, что российская экономика – в некотором смысле баран, которого ведут на заклание».

«Это, кстати, несколько опасно для окружающих, потому что, если учесть российские геополитические амбиции, то, когда нам плохо, виноваты – кто? Правильно – враги. Могут возникнуть какие-то дополнительные настроения в обществе. В Кремле геополитические амбиции известны, но вот и в обществе настроения могут возникнуть такие настроения: нужна компенсация, нужна маленькая победоносная война, не дай Бог», – говорит Николай Вардуль о политических последствиях российского экономического кризиса.

Руслан Гринберг: ситуация беспрецедентная

Директор Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг уверен, что в кризисном состоянии российских финансов предел еще не достигнут: «Я думаю, что ситуация беспрецедентная, и вполне возможно дальнейшее снижение курса рубля по отношению к доллару до значения 80 или даже 85. Сейчас все играет на понижение цены нефти».

Руслан Гринберг считает, что в этой ситуации Центробанку России нужно быть активнее: «Политика Центрального Банка абсолютно контрпродуктивна – он занял позицию этакого стороннего наблюдателя за динамикой курса, и это скандал».

«Первоначально от этой ситуации могут выиграть экспортеры – они получат деньги, и в рублях этих денег будет много, но каждый рубль будет дешевле. По большому счету, проиграют все, и я думаю, что нельзя будет обойтись без введения какого-то валютного контроля и ограничения движения капитала, потому что в противном случае паралич экономической активности в стране сильно затянется», – говорит экономист.

Директор Института экономики делает следующий вывод: «Пока не видно никаких позитивных признаков в этой ситуации, а понижательная динамика рубля только цементирует общую неопределенность».

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG