В пресс-клубе «Зеленая лампа» при Европейском университете Санкт-Петербурга состоялся просмотр документального фильма «Уроки русского» режиссеров Ольги Конской и Андрея Некрасова. Впрочем, перед зрителями выступил только Андрей Некрасов, который сказал, что Ольга Конская до премьеры их совместной работы, к сожалению, не дожила…
Соавторы картины решили провести съемки происходящих в начале августа 2008 года событий на Кавказе с двух сторон конфликта: Ольга отправилась в Цхинвали через Северную Осетию, а Андрей полетел в Тбилиси транзитом через Европу. И первую половину картины составляет их заочная перекличка, которая заканчивается встречей на границе Южной Осетии и так называемой «неоспариваемой территории Грузии».
Название фильма раскрывается в двух эпизодах. На развалинах одного из разрушенных российскими бомбами домов в Гори Андрей Некрасов находит тетрадку ученика 5 класса с уроками по русскому языку. Что стало с самим мальчиком – неизвестно. А Ольга Конская обнаружила школьный учебник русского языка в разграбленном книжном магазине на окраине Цхинвали.
Документалисты беседуют со свидетелями событий – теми, кого принято называть простыми жителями, или мирными гражданами – с обеих сторон. Попутно сравниваются кадры хроники событий, которые были показаны российскими телеканалами, с той документальной картинкой, которая была запечатлена операторами грузинского телевидения.
И выясняется, что знаменитая сцена ночного обстрела Цхинвали грузинскими ракетами – монтаж, причем не очень умелый, дневной сцены патрулирования главного города Южной Осетии грузинскими солдатами. А те кадры разрушений, которые, согласно российской версии, свидетельствуют о «преступлениях грузинской военщины», были сняты в Гори после авиаударов российских бомбардировщиков.
Андрей Некрасов подчеркивает: «Ни разу, беседуя с жителями грузинских городов, подвергшихся атакам российских военных, мы не слышали слов ненависти по отношению к нашей стране. Только горечь и глубочайшее сожаление». В то же время Ольга Конская записывает в одном из кафе Цхинвали беседу с тремя молоденькими осетинскими девушками. Они рассказывают, что в их семьях никто не пострадал, нет убитых или раненых и среди их знакомых. Но в то же время они не хотели бы, чтобы жители грузинских сел Южной Осетии вернулись в свои дома. «Их здесь никто не ждет», - говорит одна из собеседниц Ольги Конской, а другая добавляет: «Ненавижу всех грузин».
«Эти девушки уже являются морально искалеченными людьми», - прокомментировал эту сцену Андрей Некрасов, добавив, что виной тому – поразительная бедность жизни в Южной Осетии и тотальная пропаганда, которая осуществляется силами двух–трех телеканалов, которые принимаются на территории анклава.
В фильме неоднократно цитируются телеобращения президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина, посвященные августовским событиям прошлого года. В одном из заявлений говорится, что Россия всегда играла и впредь будет играть на Кавказе роль миротворца, главная цель которого – не допустить кровавой драмы. «К сожалению, по крайней мере, один раз Россия эту драму допустила», - комментирует за кадром Андрей Некрасов, и далее следует хроника событий 1993 года, в результате которых, грузинское этническое большинство в Абхазии было уничтожено или изгнано с территории, где оно проживало несколько веков.
В этой части фильма также показаны, прежде всего, человеческие судьбы. К примеру, абхазка по имени Манана рассказывает, что ее отец, который никогда не делал различий между грузинами и абхазами, построил в Абхазии православную церковь. Когда в Абхазию вошли российские добровольцы, казаки и ополченцы из других северокавказских республик, в церкви стало прятаться мирное население… Судьба отца Мананы трагична: после многочасовых пыток его убили, невзирая на происхождение.
И подобных страшных историй в фильме рассказано много. Большинство из них опубликовано в документальной «Черной книге Абхазии». Андрей Некрасов рассказал, что представленный в пресс-клубе «Зеленая лампа» вариант не является окончательной версией фильма. Когда будет завершена редакторская работа, режиссер надеется показать ее на международных кинофестивалях и, возможно, на телевидении. Кстати, фильмом «Уроки русского» уже заинтересовалась комиссия Евросоюза, возглавляемая Хайди Теглиавини, которая занимается расследованием кавказских событий августа 2008 года.
Ну, а в России готовый вариант фильма Ольги Конской и Андрея Некрасова будет выложен в Интернете, а также будет распространяться, как заметил Андрей, «самым демократическим путем», то есть, бесплатно, на DVD.