Линки доступности

Экономика России: ВВП растет, население беднеет 


У пункта обмена валюты в Москве. 2 ноября 2020.
У пункта обмена валюты в Москве. 2 ноября 2020.

Эксперты – о контрасте между оптимизмом официальной статистики и реальными экономическими тяготами населения России 

С 1 января в России вступил в действие закон о взимании 13% налога на доходы от вкладов или инвестиций на сумму свыше 1 млн рублей (около 15 тыс. долларов).

Это привело к значительному оттоку вкладов населения. Но, как обещал ранее президент Владимир Путин, полученные в результате средства направят на меры социальной поддержки, в том числе для семей с детьми.

Согласно опросу фонда «Общественное мнение», почти каждый третий гражданин РФ (33%) заявил, что живет бедно. Причем 7% из них признались, что жили так всегда, а 12% – что стали бедными более десяти лет назад. Среди основных причин своей бедности россияне назвали низкий уровень зарплат и их снижение, рост всевозможных тарифов, включая ЖКХ, и безработицу.

Между тем российские власти в целом оптимистично оценивают экономические итоги прошедшего года. На этом, в частности, сделал упор Владимир Путин, выступая на традиционной «большой» пресс-конференции.

Согласно прогнозу Bloomberg, экономический рост России составит около 3%.

А по оценке экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), РФ занимает 28-29-е место в рейтинге готовности к посткризисному развитию. В этом смысле она выглядит чуть предпочтительнее, чем, допустим, Индия и ряд европейских стран, но значительно уступает странам Большой семерки (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) и Китаю.

Андрей Нечаев: «Скачкообразно выросло число бедных, зримо увеличилось число безработных»

Экс-министр экономики России Андрей Нечаев считает, что 2020-й год с экономической точки зрения выдался для страны очень тяжелым и, безусловно, кризисным. По его словам, это, с одной стороны, стало следствие стагнации, которая продолжается примерно с 2015 года, а с другой – очень серьезными потерями экспортной выручки и бюджета.

«Тем самым ситуация была усугублена, что в итоге привело к достаточно зримой девальвации рубля – почти на 20 процентов, с соответствующим инфляционным шоком, – добавил он в комментарии для Русской службы «Голоса Америки». – И, конечно свой негативный вклад внесли пандемические ограничения. Окончательных данных по итогам года пока нет. Но падение ВВП и других макроэкономических показателей будет достаточно серьезным. Независимые эксперты говорят о не менее чем 5%, хотя официальные оценки чуть ниже (порядка 4 %)».

Но самое главное – произошло резкое падение уровня жизни, констатирует Андрей Нечаев: «Даже по официальным данным, реальные доходы граждан снизились примерно на 5 %. Скачкообразно выросло число бедных, зримо увеличилось число безработных. Все вместе это, разумеется, наряду с пандемическими страхами создает в обществе серьезное социальное напряжение. Что удручает еще сильнее – я, например, не вижу факторов, которые позволили бы говорить о том, что мы в ближайшее время из этой трясины выберемся».

С точки зрения падения уровня жизни наиболее негативную роль сыграли так называемые контрсанкции, убежден экономист: «Благодаря им искусственно сжалось предложение на рынке, это способствовало тому, что поменялась география импорта, а импорт в целом хотя и сжался, но не так сильно, как надеялось правительство РФ в рамках программы импортозамещения. В итоге ухудшилась качество продуктов питания, и с учетом низкой конкуренции произошел серьезный скачек цен. В общем, контрсанкции нанесли удар по простым людям».

Вместе с тем драматически сжался и продолжает сжиматься потребительский спрос, а инвестиционная активность в стране остаётся крайне низкой, указывает экс-министр экономики России. «Для госинвестиций в бюджете просто нет денег в необходимых объёмах, чтобы финансировать всякого рода мега-проекты, на которые раньше делалась ставка. Экспорт, в том числе углеводородов, фактически падает или стагнирует. Поэтому, боюсь, что такая ситуация продлится как минимум еще много месяцев», – резюмировал Андрей Нечаев.

Игорь Николаев: «Мы имеем полный провал по динамике с доходами граждан»

В свою очередь директор Института стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев уверяет, что главным событием года негативного характера стал коронавирус, который сильнейшим образом отразился на российской экономике. На его взгляд, последствия этого фактора скажутся и в будущем.

«Однако с точки зрения чисто формальных итогов Россия, казалось бы, выглядит весьма неплохо, – рассуждает он. – Согласно официальному прогнозу Минэкономразвития, ожидается снижение ВВП меньше, чем на 4 %, что значительно лучше, чем в развитых странах, в том числе в США. Но это, повторюсь, формальный подход».

А если честно разбираться в причинах статус-кво, мы должны сделать вывод, что ключевую роль здесь сыграли структурные особенности нашей экономики, полагает Игорь Николаев: «В России гораздо менее развиты те сферы, которые пострадали сильнее всего, особенно в период жестких карантинных ограничений. Это туризм, общепит, гостиницы и вообще весь сектор бизнес-услуг. К примеру, доля бизнес-услуги как вида экономической деятельности у нас накануне второго квартала составляла в валовой добавленной стоимости всего 6,2 %. А во Франции – 16 %, в Великобритании – 15,9 %. Причем эта доля в России упала примерно на 10 %, а в Великобритании и Франции – больше, чем на 20%».

Словом, на начальном этапе нынешнего кризиса структурные особенности стали преимуществом российской экономики, продолжил анализ профессор. Однако дальше, по его мнению, то, что казалось конкурентным преимуществом, может превратиться в существенный недостаток, причем именно на траектории выхода из кризиса. «Потому что быстрее всего, конечно, начнут восстанавливаться наиболее пострадавшие отрасли, и в значительной степени это будет основывать на потребительском спросе, – пояснил он. – Потребительский спрос на Западе будет расти куда более активно. Потому что во многих развитых странах реальные доходы населения за время кризиса не упали, а даже выросли. В России же они сильно упали».

Реальные доходы населения РФ по итогам года упадут на 4-5 %, спрогнозировал Игорь Николаев. По его оценке, россияне и без того вступили в кризис с серьезно отощавшими кошельками, а пандемия всё усугубила: «Только регистрируемая безработицы выросла у нас более чем в 5 раз. К тому же сказалось явно недостаточная поддержка населения и бизнеса со стороны государства. В результате мы имеем полный провал по динамике с доходами граждан».

Таким образом, по официальной статистике Россия выглядит неплохо, но граждан этот факт мало греет, заключил профессор.

XS
SM
MD
LG